Минобороны РФ объявило о формировании технического задания для нового поколения воздушных пунктов управления (ВПУ) на базе вертолетов. Проектированием новой техники займется нижегородское научно-производственное предприятие (НПП) "Полет".
Фото: Евгений Курсков/ ТАСС
Воздушные пункты управления на Западе окрестили "машинами судного дня". Такое апокалиптическое название не случайно: данная техника разрабатывалась на случай ядерной войны, чтобы высшее руководство страны не потеряло связь с войсками, если наземные командные пункты и вся сопутствующая инфраструктура будут уничтожены.
Впервые такие пункты появились в США на базе пассажирских самолетов в 1960-е годы. Широкий фюзеляж "Боинга" мог вместить не только оборудование: салон самолета позволял пережить начало ядерной войны в достаточно комфортных условиях.
К услугам высшего руководства страны были рабочий кабинет для президента, небольшой зал для совещаний с высшим командованием вооруженных сил, помещения для технического персонала и комната отдыха пилотов. Самолет был дооборудован системой дозаправки в воздухе, что позволяло ему находиться в небе двое или трое суток.
Но главным достоинством конструкции была электронная начинка. Системы связи, установленные на самолете, позволяли осуществлять управление запусками баллистических ракет, базирующихся в шахтных установках, - теми, что уцелели при первом ядерном ударе. Для этой же цели предусматривалась и система связи с подводными лодками - на случай, если сигнал о начале войны по каким-то причинам до них не дошел.
На самолете была смонтирована особая буксируемая проволочная антенна, длина которой составляла несколько километров. При необходимости самолет снижался, антенна разматывалась и погружалась в океан, поскольку другого способа "дозвониться" до кораблей, скрытых под сотнями метров воды, нет.
Такие специальные самолеты используются как дополнение к "ядерному чемоданчику" и постоянно сопровождают президента США в продолжительных зарубежных визитах, а когда глава страны находится дома, в режиме готовности постоянно находится один из бортов на авиабазе Эндрюс.
Первые советские воздушные командные пункты были сделаны на основе вертолетов. Они предназначались для высшего руководства вооруженными силами, но свои винтокрылые машины спецназначения были и у командующих военных округов, армий, дивизий. Оборудование и салон советских ВКП (воздушных командных пунктов) были спартанскими - стол для совещаний, на котором удобно раскладывать карты с боевой обстановкой, и аппаратура связи, с помощью которой можно было руководить своими войсками и получать приказы от вышестоящего руководства. Такие вертолеты, конечно, могли использоваться и в случае ядерного удара, но главной их задачей было не выжить после "апокалипсиса", а просто обеспечивать мобильность высшего командного состава. Некоторые модели, например, Ми-6ВКП, который был создан на основе одного из самых больших вертолетов в мире, могли вести связь только после приземления и развертывания антенн. Так что, скорее, это были даже не воздушные командные пункты, а просто вертолеты, переоборудованные под перевозку радиооборудования и офицерского состава. Такой подход вполне вписывался в военную концепцию Советского Союза - высшие командиры должны были успевать за танками, ушедшими в прорыв по просторам бескрайних европейских полей.
Работы по переоборудованию самолетов в воздушные командные пункты для высшего руководства страны в СССР начались только в 1980-х годах, с почти двадцатилетним отставанием от американцев. До этого момента считалось, что в случае ядерной атаки правящая верхушка укроется в секретных бункерах и уже оттуда будет направлять ответный удар. Очевидно, что сказался американский опыт, и было решено пойти по тому же пути - подземные командные пункты дополнить воздушным. Первой ласточкой стал Ил-80, переоборудованный из пассажирского лайнера Ил-86, который отличался большой надежностью конструкции. Самолет максимально защитили от воздействия поражающих факторов ядерного взрыва - убрали почти все иллюминаторы и некоторые люки в конструкции, чтобы экипаж и оборудование не пострадали от светового излучения и радиации. В остальном техника получилась похожей на американский аналог. Российский самолет так же был оборудован тросовой антенной, которая опускалась в воду и обеспечивала связь с подводными лодками. На стратегическом борту были предусмотрены помещения для совещаний и отдыха, установлена необходимая оргтехника. Авиаотряд таких самолетов постоянно базируется в аэропорту "Чкаловский", где один из бортов, как и в США, постоянно находится в готовности.
Теперь парк таких машин будет обновлен. Первыми на очереди будут вертолетные ВКП. Как сообщает сайт предприятия-производителя НПП "Полет", новая машина предназначена для повышения надежности, живучести и дальности управления группировкой войск. Такой воздушный командный пункт сможет не только быть "длинной рукой" связи, но и обеспечивать прием, обработку и хранение данных о своих войсках и силах противника, а также оперативно-тактической информации от командных пунктов взаимодействующих войск. Таким образом, новый ВКП будет не просто "летающей рацией", но сможет сочетать в себе свойства интеллектуальной системы управления боем. Однако тактико-технические характеристики новой машины - скорость, дальность полета, да и сама модель базового вертолета, которая будет принята за основу, - пока неизвестны.