Когда заходит разговор о новой самоходной гаубице "Коалиция-СВ", постоянно звучит слово "уникальный". Что же такого уникального создали российские конструкторы-оружейники?
Самоходная гаубица "Коалиция-СВ" во время подготовки к Параду Победы 2016 года. Фото: ТАСС
Начать следует с компоновки машины. С виду она мало отличается от давно стоящих на вооружении российской армии самоходок "Мста" - на гусеничном шасси установлена большая башня с длинным 152-миллиметровым орудием.
Секрет скрыт под броней: впервые в отечественной истории проектирования аналогичных систем места экипажа машины вынесены за пределы боевого отделения, то есть в огромной башне нет людей - только механизмы. Экипаж, состоящий из трех человек - командира, водителя и наводчика, размещен в специальной бронекапсуле в передней части самоходки. Такое решение не случайно - пока гаубица ездит на шасси танка Т-90А, но в дальнейшем предполагается установить ее на шасси "Арматы", где экипаж расположен аналогичным образом - в передней части, плечом к плечу.
Чтобы зарядить орудие, теперь достаточно просто нажать на нужный символ на сенсорном экране. Автоматика позволяет перезаряжать пушку при любом угле наклона ствола и обеспечивает высокую скорострельность. Но количество выстрелов в минуту пока остается тайной.
По данным предприятия-разработчика, нижегородского центрального научно-исследовательского института "Буревестник", "Коалиция" будет стрелять быстрее ныне существующих зарубежных аналогов. К примеру, немецкая гаубица PzH2000 делает десять выстрелов в минуту, китайская самоходка PLZ-05 - восемь выстрелов, а британская Brave Heart - всего шесть. Исходя из этих данных, можно предположить, что "Коалиция" сможет выдавать порядка 10-12 выстрелов в минуту, по выстрелу каждые пять секунд!
Среди зарубежных аналогов полностью автоматический процесс заряжания обеспечивает только немецкая самоходная гаубица "Донар", но, по мнению специалистов, российский механизм получился более надежным.
Как же ствол будет выдерживать такой темп стрельбы? Чтобы не допускать перегрева, была придумана оригинальная система охлаждения. Через небольшие отверстия после выстрела прямо в канал ствола под давлением подается специальная охлаждающая жидкость, уникальный состав которой охраняется государственной тайной.
Артиллерию не зря продолжают называть "богом войны" даже после появления реактивного и управляемого оружия. Для пушек по-прежнему осталось немало работы, с которой другие виды вооружения не справятся. Оперативная поддержка своих войск, борьба с целями в тылу противника, внезапные огневые налеты - в этой нише с артиллерией трудно конкурировать. "Коалиция-СВ" сможет решать эти задачи на отлично.
Во многом это было достигнуто за счет усовершенствованной системы управления огнем, учитывающей при вычислении данных для стрельбы такие важные факторы, как атмосферное давление, температура воздуха, скорость ветра. Огромный ствол можно наводить на цель с точностью до десятых долей миллиметра. Это значит, что для "Коалиции" неприменим стереотип, что снаряд не падает дважды в одну воронку. Точность наводки такова, что снаряд может попасть в одну воронку и два, и даже три раза. В боекомплект самоходки входят управляемые боеприпасы с дальностью стрельбы до 70 км, которые могут наводиться на цели, используя систему ГЛОНАСС, и поражать их с первого выстрела. Правда, тип и характеристики боекомплекта тоже держатся в секрете. Можно предположить, что это будет вариант управляемого снаряда "Краснополь" с увеличенной дальностью стрельбы.
Кстати, на начальных этапах проектирования предполагалось установить на самоходку единый блок сразу из двух орудий, расположенных вертикально друг над другом, как стволы некоторых охотничьих ружей. Были даже изготовлены полномасштабные макеты, но впоследствии было решено оставить один ствол, поскольку и в этом варианте самоходка успешно справляется с возложенными на нее задачами. Предполагалось и еще одно экзотическое решение - вариант артиллерийской установки с прицепленным к ней шасси, которым водитель основной машины управлял дистанционно. "Прицеп" представлял собой транспортно-заряжающую машину с перевозимым запасом до 200 выстрелов. Такая модификация позволяла бы "Коалиции" перевозить с собой целый арсенал. Но и это решение на практике реализовано не было - такая схема пока мало где отработана. Двуствольный вариант, по некоторым сообщениям СМИ, планирует взять на вооружение Военно-морской флот РФ, устанавливая на кораблях башни с автоматом заряжания.
Если сравнивать "Коалицию-СВ" с аналогичными зарубежными самоходками, то отечественная конструкция выигрывает практически по всем параметрам. Так, на немецкой PzH2000, английской Brave Heart и китайской PLZ-05 нет системы автоматического заряжания, и это вызывает необходимость иметь многочисленный экипаж - 4-5 человек. Почти все члены экипажа в бою находятся в башне и от огня противника защищены гораздо хуже, чем экипаж "Коалиции". Что касается американской 155-миллиметровой самоходной гаубицы "Паладин", то сами американцы признали, что она уступает "Коалиции-СВ".
Ко всем достоинствам машины стоит прибавить и неплохие ходовые характеристики. Для техники данного типа высокая скорость долго не считалась важным показателем, однако стремительное развитие беспилотных летательных аппаратов и комплексов радиоэлектронной борьбы, которые позволяют быстро засекать места артиллерийских позиций, вынуждает самоходки стать гораздо проворней - быстро изготавливаться к стрельбе и быстро менять позицию, чтобы не попасть под ответный удар. Скорость "Коалиции-СВ" на шасси Т-90А порядка 70 км в час, что больше, чем у зарубежных конкурентов. Так что "Коалиция-СВ" неплохо показала бы себя даже на трассе танкового биатлона.