Газета РБК установила, что поисковые системы "Яндекс" и Google скрыли часть результатов по запросам о бизнесмене и меценате Сергее Михайлове. В частности, поисковики ограничили выдачу результатов по запросам "Сергей Михайлов Михась", "Сергей Михайлов Михась Солнцево", "Сергей Михайлов Солнцево" и ряду схожих формулировок. При этом в тизере к результатам поиска "Яндекса" сообщается, что "Часть результатов поиска скрыта в соответствии с федеральным законом от 13.07.2015 № 264-ФЗ". Google также при введении аналогичных запросов уведомляет пользователя о том, что "некоторые результаты поиска могли быть удалены в соответствии с местным законодательством".
Фото: Global Look
"Право на забвение" позволяет удалять из результатов поиска неугодную информацию о себе с 1 января 2016 года. Согласно вступившим тогда в силу поправкам к закону "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" поисковики обязаны по требованию гражданина не показывать в результатах поиска ссылки на неактуальную, недостоверную или распространяемую с нарушением закона информацию. При этом поисковик может отказаться от ограничения выдачи результатов поиска, а заявитель в таком случае может обжаловать отказ в суде. При отказе поисковой системы удалять информацию из выдачи даже по решению суда ей грозит штраф до 1 млн рублей.
У бизнесмена Михайлова было много оснований воспользоваться "правом на забвение". В 1990-е гг. российская пресса часто называла его Михасем. В 1996 г. он был арестован в Швейцарии по обвинению в участии в солнцевской преступной группировке и отмывании денег, в 1998-м суд присяжных полностью оправдал его. Получив более $500 тыс. компенсации, Михайлов вернулся в Россию, где до сих пор занимается бизнесом и меценатством. Благотворительный фонд "Участие" учрежден Михайловым в 1993 г. "вместе с другими жителями Солнцевского района Москвы".
Согласно первым результатам применения закона о "праве на забвение", к концу марта 2016 г. "Яндекс" получил 3,6 тыс. обращений почти от 1,4 тысяч человек. Требование удалить из результатов поиска информацию о погашенных судимостях содержалось в 23% обращений в "Яндекс". При этом большинство запросов - 51% - касалось удаления ссылок на неактуальную, но достоверную информацию, 30% - на недостоверную информацию. В 73% случаев поисковик частично или полностью отказал в реализации "права на забвение" из-за невозможности проверить достоверность жалоб.
За первые 2,5 месяца существования "права на забвение" Google получил почти 1,5 тыс. запросов на удаление 6,4 тыс. ссылок. Из них поисковик удовлетворил только 26,2% обращений.
Редактирование поисковой выдачи стало уже стандартной юридической услугой, стоимость организации удаления данных из интернета по закону о праве на забвение колеблется от 8 тыс. до 100 тыс. руб. внесудебных процедур. В случае отказа поисковиков затраты на ведение процесса могут составить существенные суммы - от 300 тыс. до 1 млн рублей.