Врачам пропишут кодекс этики

Читать в полной версии →
Между неблаговидным отношением медиков к пациентам и отсутствием достойных условий труда для работников здравоохранения - прямая связь. Но сможет ли кодекс этики решить все проблемы медучреждений - это вопрос

На днях в Минздраве сообщили: готов новый документ, регламентирующий общение с пациентами. Также его положения буду применяться к студентам медицинских учебных заведений. Министерство решило, что медиков необходимо научить вежливости, и кодекс профессиональной этики с такой задачей справится.

Фото: ТАСС

По словам директора Департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава Олега Салагая, кодекс будет регламентировать едва ли не всю жизнь медиков. Так, быть образцом для подражания врачам следует не только на рабочем месте, но и дома, в свободное от выполнения обязанностей время. Например, на медиков "вешают" пропаганду здорового образа жизни (который и они сами обязаны вести). Как пропагандировать, решать самому врачу, но в Минздраве тут же по-отечески предупреждают: помните, что инициатива бывает наказуема. То есть случись что, и врачи будут целиком и полностью отвечать за те советы, которыми поделились через СМИ, соцсети и любыми другими путями.

Но главное все же - непосредственная работа медиков. И здесь кодекс профессиональной этики, как сообщил Салагай, требует от врача "воздерживаться от поступков, способных подорвать авторитет и уважение в обществе к своей профессиональной деятельности. Он должен уважительно относиться к личности и достоинству пациента, проявлять уважительное и гуманное отношение к нему и его родственникам". Документ, подчеркнул Салагай, на данный момент носит рекомендательный характер.

Тут сразу хочется вспомнить осеннюю историю, когда Минздрав Забайкалья разработал свой проект кодекса этики. В нем, в частности, содержался запрет врачам публично критиковать медицинские организации и их руководство, а также чиновников и органы власти, которые занимаются здравоохранением. Минздрав России это дело отклонил, назвав требование не соответствующим Конституции страны (что интересно, незадолго до истории с забайкальским кодексом этики в работе Минздрава этого региона нашли серьезные нарушения, которые напрямую влияли на качество лечения жителей).

Но тем не менее пробный шар был запущен и какое-то время катился. И вот теперь уже Минздрав России советует работникам системы здравоохранения "подумать над собственным поведением".

Между тем врачи ждут от руководства в высоких кабинетах совсем другого: защиты в первую очередь. Банального обеспечения их личной безопасности. Пока Минздрав России заботится о собственном авторитете и ради его поддержания разрабатывает кодекс этики, во врачебных кабинетах и на выездах cкорой помощи (последнее - особенно регулярно) буйные пациенты преспокойно позволяют себе распускать руки и "учат жизни" медиков, если считают, что те работают не так, как надо.

За примерами далеко ходить не нужно. Так, в ночь на 28 мая в городскую больницу подмосковного Орехово-Зуева заявилась компания: пожилой мужчина в сопровождении нескольких молодых товарищей. Пожилого пациента мучили боли в животе. Граждан попросили немного подождать - кабинет рентгенолога был занят. Граждане в ответ возмутились. Для начала они напустились на медиков с оскорблениями, а затем пустили в ход кулаки. Медперсонал избивали как в коридоре, так и в том самом кабинете рентгенолога. В списке пострадавших - трое врачей, один из которых оказался на больничной койке с сотрясением мозга. А нападавшие, получив то, за чем пришли (рентгеновский снимок), спокойно удалились.

Что интересно: вместе с ними в больницу пришли, наблюдали за избиением, а затем ушли два человека в форме сотрудников ДПС. Как уже можно понять, в конфликт они вмешиваться не стали.

Одного из нападавших задержали. Следственный комитет ведет проверку: на самом ли деле драчунов сопровождали сотрудники ДПС? Если факт подтвердится, в СКР обещают дать "жесткую правовую оценку". Но все это, как показывает практика, совершенно не означает, что новых нападений на врачей ждать не стоит - просто потому, что сообщения СМИ о неотвратимом наказании для нарушителей закона нужного эффекта не производят. За четыре дня до происшествия в больнице Орехово-Зуева в Москве пострадала бригада скорой. Когда она прибыла по вызову на Шелепихинскую набережную, то там врача и фельдшера встретили градом ударов.

Между тем решение проблемы безопасности для медработников уже предлагалось: приравнять нападение на них к нападению на представителей власти. Соответствующий законопроект осенью был внесен в Госдуму.

Что бы это дало? Сейчас тем, кто позволяет себе бить медиков, грозит обвинение в хулиганстве и (далеко не всегда) в причинении вреда здоровью различной степени тяжести. Чаще всего суд дает драчунам условные сроки, а то и еще более мягкое наказание. Если бы законопроект был принят, то одной угрозы насилия в адрес врача хватило бы, чтобы посадить агрессора на 5 лет. А если появилась опасность для жизни медика, то - на все 10.

Но законопроект пока так и не принят, хотя по идее Минздрав России как самое заинтересованное в этом ведомство мог бы посодействовать успешному прохождению законопроекта через российский парламент. Но в министерстве о таких своих попытках не сообщают.

А ведь и помимо обеспечения безопасности у российских медиков хватает проблем. С каждым годом становится все больше отчетности, те же диагнозы и проведенное лечение по документам надо подгонять под требования страховых компаний (иначе не оплатят работу медиков). В скорой, как рассказывают сами врачи, жуткая текучка и переработка, когда врачи отрабатывают по полторы нормы, а то и больше. Пообедать при этом удается разве что в машине. А 1-го июля правила игры изменятся снова. Так, скорой будет предписано приезжать на вызов не позднее 20 минут с его поступления. В бригаду можно будет брать студентов профильных вузов. Это, как рассказывают сами сотрудники скорой, должно помочь с доукомплектацией: сейчас для многих бригад не хватает людей. Но какова будет польза для пациентов, это вопрос.

Спросите себя: поможет ли врачам, каждый день работающим под таким прессом забот, кодекс этики? Смогут ли (захотят ли?) издерганные, уставшие люди менять себя в угоду новым правилам?

Или, быть может, куда эффективнее было бы решать вопрос с этикетом поведения врачей с другого конца - с обеспечения для них всех необходимых условий труда?

Михаил ВЕТРОВ |
Выбор читателей