Горящим турам объявили вендетту

Читать в полной версии →
Ростуризм намерен бороться с демпингом на рынке, чтобы не допустить повторения банкротств туркомпаний 2014 года. Эксперты против самой идеи ничего не имеют, но сомневаются в возможности ее реализации

Ростуризм объявляет войну демпингу на туристическом рынке. Агентство опасается повторения ситуации 2014 г., когда конкурентная борьба с помощью необоснованно заниженных цен привела к массовому банкротству туркомпаний, пояснил руководитель ведомства Олег Сафонов во вторник, 7 июня, в ходе совещания по обеспечению прав туристов в высокий сезон 2016 года.

 Фото: Михаил Почуев/ ТАСС

В результате тех событий пострадали десятки тысяч туристов, а бизнесу пришлось сообща раскошелиться на 300 млн рублей, потраченных на вывоз застрявших за границей россиян. На данный момент ситуация стабилизировалась, и теперь важно не допустить создания новых финансовых пирамид, добавил чиновник. "Конкуренция среди игроков рынка должна быть здоровой. Мы будем бороться с попытками демпинга, которые могут разрушить весь туристический рынок. Гражданам России должны предоставляться качественные услуги по экономически обоснованным ценам", - заявил он.

Союзниками Ростуризма в этой борьбе станут Роспотребнадзор, авиационные власти и объединение "Турпомощь", на базе которого действует проект "Турбарометр" - он еженедельно дает информацию о ценах основных игроков рынка на ключевых туристических направлениях. Теперь данные продаж будут отслеживаться на 1-1,5 месяца вперед, то есть на пик сезона, когда сильных ценовых колебаний быть не должно.

Пока что большинство туроператоров на ключевых направлениях работают в одном ценовом диапазоне. Есть акции и спецпредложения, но краткосрочные, говорится на официальном сайте Ростуризма. А вот длительное занижение цен послужит сигналом о проблемах на рынке. В этом случае "Турпомощь" будет направлять запросы операторам с просьбой разъяснить ценовую политику.

По словам директора ассоциации "Турпомощь" Александра Осауленко, с большинством крупных игроков контакт налажен, но еще остаются компании, с которыми пока не получается выстроить взаимодействие, хотя повторения 2014 г. не хочет никто. Если в результате мониторинга будут выявлены случаи демпинга, материалы будут направлены в ФАС и Роспотребнадзор для дальнейшего разбирательства.

Идея хорошая, но ее реализация сомнительна, полагают участники туристического рынка. Главный вопрос заключается в том, как определить, что именно является демпингом в туристической сфере. Как пояснил ряду СМИ член президиума Российского союза туриндустрии, адвокат Георгий Мохов, в антимонопольном законе санкции за необоснованное занижение (или, наоборот, завышение) цен предусмотрены лишь для крупных компаний, имеющих доминирующее положение на рынке. В туризме таких "акул капитализма" нет, а для остальных манипуляции ценами - всего лишь здоровая конкуренция.

"Классическое определение демпинга - продажа товаров и услуг ниже среднерыночных, - напомнил "Утру" президент Альянса туристических агентств Андрей Гаврилов. - Но на это могут быть разные причины. Например, туроператор делает разовое спецпредложение, или пустое кресло улетает, и его нужно заполнить. В этом плане отдельно взятый тур или недельная акция того или иного оператора вряд ли может рассматриваться как демпинг".

Еще один принципиальный момент - влияние демпинга на финансовое положение самой компании. Если в результате подобных акций цена турпакета остается в границах рентабельности - это одно, а если уходит ниже себестоимости - совсем другое. Здесь уже возникают серьезные риски, потому что длительный период демпинга может привести к печально известным кассовым разрывам и негативным последствиям, вплоть до некорректного ухода с рынка и банкротства. 

Но, опять же, только сам туроператор знает, посильны ли ему такие опасные игры, и раскрывать реальную себестоимость никто не торопится - это коммерческая тайна. У разных компаний цены могут отличаться в разы по вполне объективным причинам. Так, у небольших игроков никогда не бывает масштабных чартерных программ, они берут блоки мест на регулярных рейсах или на тех же чартерах у крупных операторов, для которых перевозка выходит дешевле. То же самое касается гостиниц - чем больше номеров может выкупить туркомпания, тем более ощутимую скидку от отеля она получит. Все это закономерно отражается на себестоимости тура.

И тут возникает целый ряд вопросов. Что станет для компетентных органов основанием для начала проверки той или иной компании? Что именно они будут проверять? Что будет считаться нарушением? И по какой статье Кодекса об административных правонарушениях или Уголовного кодекса нарушитель будет привлечен к ответственности? При этом необходимо будет еще и доказать наличие злого умысла.

Проблема демпинга для туристической отрасли действительно весьма острая, об этом говорится уже не один год, и необходимость борьбы с пагубным явлением назрела давно, признают эксперты. Но решаться эта задача должна не путем государственного регулирования, а за счет рыночных механизмов. Вот только пока турбизнес никак не может эти механизмы нащупать, сетует Андрей Гаврилов. "Но, безусловно, искать их и внедрять надо. И прежде всего для того, чтобы не страдал турист", - резюмировал он. 

Мария ТРИФОНОВА |
Выбор читателей