Еще совсем недавно эксперты в области образования слаженным хором твердили: среднее специальное образование в России требуется спасать, и как можно быстрее. Говорилось о том, что интерес выпускников к колледжам и техникумам крайне низок, и где тогда взять стране новых специалистов в рабочих профессиях, как осуществить смену поколений - бывалые мастера год от года не молодеют, а смены им нет как нет. Школьники не идут на заводы потому, что там нет зарплаты и нет перспектив.
Фото: Антон Тушин/ ТАСС
За положением дел уже который год внимательно следят эксперты исследовательского центра портала Superjob. И в 2010 г. у них не было оснований обнадеживать заводы и фабрики. Шесть лет назад они опросили родителей выпускников и получили следующие результаты: 80% заявили, что их дети собираются поступать в вузы, всего 8% рассказали о видах на колледжи и техникумы. А 2% и вовсе поделились тем, что их дети после школы пойдут работать. Еще не знали к моменту опроса, какой выбор для детей будет лучшим, 6%.
Но с тех пор ситуация год за годом стала меняться. В 2011 г. об учебе в вузе говорили уже 65% опрошенных, а средние специальные учебные заведения выбрали 11%. В 2012-м желающих получить высшее образование было уже 58%, а об учебе в техникуме или колледже заявили 19% выпускников школ. В 2013-м - 56% и 22% соответственно. В 2014 г. - 55% и 21%. В 2015-м - снова 55% и 21%. И наконец в нынешнем году Рубикон был перейден: за учебу в вузах проголосовали меньше половины - 48%, а за учебу в техникумах и колледжах - 23%.
Согласно этим результатам, популярность вузов среди выпускников упала с 80% до 48%, а популярность ссузов (средних специальных учебных заведений) за то же время выросла с 8% до 23%. Кстати, подросло и число не определившихся - с 6% до 21%.
Эти цифры вызывают озадаченность: как же так, ведь в нашей стране высшее образование всегда считалось заветной мечтой что у выпускников, что у их родителей.
Ответ на вопрос, что могло произойти, частично кроется все в тех же опросах. На этот раз подсказку дает выбор ответа в зависимости от дохода родителей. В 2010 г. папы и мамы, которые зарабатывали от 30 тыс. руб. и выше, можно сказать, почти не видели своих детей в ссузах - от 6% ответов и ниже по мере роста доходов. Но год за годом эти показатели росли, и в 2016 г. результаты опроса оказались следующими:
- доход от 25 тыс. до 34 тыс. 999 руб.: 29% за техникумы и колледжи;
- доход от 35 тыс. до 44 тыс. 999 руб.: 20% за техникумы и колледжи;
- доход от 45 тыс. руб. и выше: 22% за техникумы и колледжи.
Таким образом, доля обеспеченных родителей, чьи дети должны продолжить образование в ссузах, выросла в среднем в пять раз. И это вполне объяснимо, если вспомнить, сколько от дохода в те же 45 тыс. руб. за последние шесть лет съела инфляция.
Цены взлетели, в то время как зарплаты у большинства россиян таким же ростом похвастаться не могут. А обучение в вузе - это еще пять лет, в течение которых родители должны финансово обеспечивать ребенка-студента. Да, конечно, он может найти кое-какую подработку, но это будет именно подработка с весьма небольшими доходами, и вряд ли на младших курсах, и вряд ли постоянно. А может, и вовсе подработки не будет, если учеба в вузе окажется столь серьезной, что времени на что-то другое не останется.
Конечно, учеба в ссузе это тоже еще несколько лет "на шее у родителей", но, во-первых, сроки меньше, а во-вторых, приобретенная специальность обещает хороший кусок хлеба в куда более близкой по сравнению с вузом перспективе, чему родители могут только порадоваться. И дело тут далеко не только в том, что выросшего ребенка не надо будет уже обеспечивать, а во многом в том, что за него можно будет не тревожиться: есть профессия, он востребован.
Впрочем, экономическая сторона вопроса - это именно сторона, часть ответа. Известно, что многие родители готовы на любые лишения, только бы любимые сын или дочь нашли свое призвание: сыщутся и деньги на учебу, и терпение. Но в последние годы у выпускников и их отцов с матерями все чаще создается впечатление, что в вузах им не рады.
Дело, конечно, в ЕГЭ. Как школьники, так и учителя говорят, что сложность экзаменов год от года все растет. Взять, например, математику. Год назад ЕГЭ по ней разделили на базовый и профильный варианты. Профильный - для тех, кто собирается поступать в технические вузы. Но сдачи именно такого - усложненного - экзамена по математике тут же потребовали и некоторые другие институты с университетами, которые не могут похвастаться тесной дружбой с точными науками.
А в этом году выпускники во всеуслышание жаловались, что профильный экзамен по математике оказался невероятно трудным - впору тем, кто уже учится в вузах. С учениками соглашались и учителя, пусть и не придавая своим словам широкой огласки.
К сложным заданиям нужно добавить нервотрепку, которую каждый год устраивают выпускникам, и чем дальше, тем больше. Мы имеем в виду то, как относятся к экзаменуемым на ЕГЭ: обыски, запреты на все и вся, атмосфера всеобщей подозрительности. Всем понятно, как это может влиять на способность ученика сконцентрироваться и успешно выполнить задания экзамена.
А совсем рядом, в шаговой доступности - ссузы, для поступления в которые сдавать ЕГЭ совершенно не обязательно. К тому же вузы берут выпускников "своих" ссузов без сдачи ЕГЭ - только на основании своих внутренних экзаменов.
В итоге у все большего числа родителей, как говорилось в старом рекламном ролике, при всем богатстве выбора другой альтернативы нет. Техникумы и колледжи в их глазах обретают все больше преимуществ. Ответа на вопрос, так ли хорошо, что ссузы восстанавливают свои позиции столь ударными темпами, да еще за счет несостоявшихся студентов, придется подождать лет шесть-семь, когда нынешние выпускники окончат институты и университеты или техникумы с колледжами и начнут работать.
Помнится, в 1990-е гг. едва ли не пределом мечтаний был диплом о высшем образовании с указанием экономической специальности. А потом в стране не знали, куда девать всех этих менеджеров, маркетологов, рекламщиков и прочих.