Ситуация вокруг Сирии все напряженнее - риторика американцев становится все более воинственной, и не только риторика - Госдепартамент призвал президента Обаму нанести по Асаду целенаправленные военные удары, иначе, мол, "Исламское государство*" (запрещено в России) не одолеть. Не идет ли речь о физической ликвидации - часто такие точечные "целенаправленные" удары заканчиваются для противников США смертью. Но и затягивать с разрешением сирийского конфликта нельзя.
Фото: SANA via AP/ ТАСС
Разрушенные дома, воронки от снарядов, баррикады и густой дым - именно так сегодня выглядит Сирия. Сотни тысяч погибших, миллионы беженцев. Ущерб, нанесенный стране, колоссален. По данным лондонского The Sunday Times, в стране разграблена треть музеев и около 20 археологических объектов, разрушены или повреждены православные храмы, грекокатолические святыни, мечети, памятники с полуторатысячелетней историей. Все они стали жертвами осквернения и разграбления: реликвии обменивались на оружие и боеприпасы. Кровопролитная война идет пятый год, изматывает силы, затихает и вновь набирает силу.
Каждый, кто внимательно следит за событиями в этой горячей точке, задается вопросами: когда наступит долгожданный мир в Сирии, когда прекратится поток беженцев из страны, что будет с Сирией в будущем. Вопросы очень сложные, и в них необходимо разбираться.
В начале 2011 г. по многим странам Ближнего Востока и Северной Африки прокатилась волна путчей и демонстраций. В Египте, Йемене и Тунисе произошли государственные перевороты. Гражданская война в Ливии привела к падению правящего режима. Массовые протесты наблюдались в Алжире, Омане, Ираке и Иордании. Волна так называемой "арабской весны" не обошла стороной и Сирию.
Последние конфликты в арабских странах разрешались в основном быстро, от трех месяцев до года. Но война в Сирии стала затяжной и со временем привлекла на свою орбиту как сторонников правящего режима - Россию, Китай, Иран, так и его противников - США, Турцию, Иорданию, Катар, Великобританию.
Ситуация в Сирии очень неоднозначная. Исход войны, конечно, можно решить победой одной из двух сторон, но противоборствующих сторон здесь намного больше. Если рассмотреть расстановку сил внутри страны, то мы увидим, что структура их неоднородная и сложная. На одной стороне отстаивает свои интересы правительственная армия (Сирийская арабская армия), на другой - повстанцы, представленные различными группировками ("Свободная сирийская армия", "Исламский фронт", "Фронт аль-Нусра" и другие).
Однако, в сложившихся условиях вряд ли можно назвать сирийскую войну гражданской. В войну вовлечены людские, технические и финансовые ресурсы мощных мировых держав.
По праву некоторые политологи называют эту войну третьей мировой. И, действительно, в войну оказались втянуты "добровольцы" из 73 стран мира. Объем помощи со стороны США - бронежилеты, средства связи, транспортные средства и другое - оценивается в $385 миллионов. Турция также помогает повстанцам оружием. Франция, Великобритания и Катар направляет военных инструкторов для обучения боевиков. Саудовская Аравия поставляет оружие югославского производства из Хорватии, а Судан при финансовой поддержке Катара - переносные зенитно-ракетные комплексы. Безусловно, такая помощь - это весомый и значимый вклад в военную мощь повстанцев.
Правительственная армия Арабской Республики не остается без поддержки своих союзников. С самого начала военного конфликта Россия помогает Сирии оружием, боеприпасами, направляет военных советников. КНР и КНДР также занимаются поставками оружия сирийской армии. Кроме того, Военно-космические силы России за несколько месяцев провели воздушную операцию: наши самолеты нанесли точечные удары по позициям боевиков ИГИЛ. Многие территории, подконтрольные боевикам, были отвоеваны, войска правящего режима существенно укрепили свои позиции. Такая военная поддержка, безусловно, способствовала коренному перелому в ходе сирийской войны.
Помимо конфликта между правительством и повстанцами, видны конфликты союзников и группировок: США и Россия, находящиеся по разные стороны баррикад в борьбе за правящий режим, поддерживают курдов. Турция в союзе со Штатами оказывает поддержку повстанцам. В то же время курды, которых можно отнести к повстанцам, противостоят Турции.
Во всей этой неразберихе отчетливо видно еще одну серьезную и самую опасную группировку, хорошо вооруженную, подготовленную, финансово подпитанную, но противостоящую всем сторонам конфликта, - террористов ИГИЛ.
Война в Сирии носит не только политический, но и религиозный характер. В конфликте участвуют шииты, сунниты, алавиты, салафиты, друзы - современная религиозная палитра пестрит множеством красок. В стране отсутствует четкая линия фронта: территория разделена на области, находящиеся под контролем многочисленных группировок. То и дело между группировками происходит размежевание: после каждого наступления правительственных войск происходит миграция населения, кроме того, боевики переходят из одной организации в другую, солдаты правительственных войск дезертируют в повстанческие группировки и тому подобное. Эти особенности вносят дополнительные сложности в разрешение сирийского конфликта.
Стратегические цели Москвы и Вашингтона в основном схожи - не дать террористам образовать свое "Исламское государство" в регионе. А вот тактические цели значительно расходятся: для России сирийский президент помогает решать проблемы, для США - является главной проблемой. Несмотря на общность взглядов, Россия и США не идут друг другу на уступки и не могут выработать единую программу по выходу из сирийского кризиса. Кроме того, по сей день мировым дипломатам не удавалось усадить за стол переговоров представителей всех воюющих группировок. А террористы ИГИЛ* вообще не идут на эти переговоры.
Война, в которой столкнулись противоположные интересы мировых держав, будет продолжаться, пока стороны не придут к компромиссу.
Компромисс может быть найден: совместными усилиями в первую очередь необходимо уничтожить террористическую организацию ИГИЛ, а затем заниматься обустройством страны. Такой исход войны для Сирии является самым оптимистичным.
Как еще могут развиваться события в регионе в будущем? На этот счет эксперты дают различные прогнозы. Один из пессимистичных прогнозов - вовлечение в кризис новых участников. Возможны столкновения Ирана и Саудовской Аравии. Но наиболее реалистичным видится такой прогноз: не получится полностью уничтожить террористов ИГИЛ и сохранить территориальную целостность Сирии.
Однако распутывать этот клубок противоречий силовыми и дипломатическими путями необходимо и очень важно. Уж больно велика опасность того, что война в Сирии выйдет за пределы границ государства. Эту опасность видят для себя в первую очередь Россия, Турция и Израиль.
Стоит ли России в дальнейшем оказывать Сирии военную поддержку? Можно, но кратковременно. Нужно показывать миру, что Россия является одним из ключевых игроков на международной арене и отстаивает свои интересы. На продолжительное время ввязываться в конфликт нельзя: в этой "трясине можно увязнуть" надолго, как это было с военным контингентом СССР в Афганистане. Тогда интернациональная помощь затянулась на десятилетия, а гражданская война идет до сих пор.
Мир пережил много продолжительных гражданских войн. Финалы их известны. Вооруженный конфликт между правительством Алжира и исламистскими группировками, начавшийся в 1991 г. и продолжавшийся по 2002-й, закончился победой правительства. Один миллион человек погибли и 4 миллиона стали вынужденными переселенцами - таков итог 27-летней гражданской войны в Анголе (1975-2002 годы).
А что касается Сирии, война там еще не закончилась. Ближний Восток непредсказуем, нужно быть готовым к любым неожиданным поворотам.
* Организация запрещена на территории РФ