Я не очень люблю выражений в духе того, что российские госслужащие "живут в другой реальности". Потому что знаю, что среди чиновников очень много людей, которые искренне хотят работать на благо своей страны, региона, города. Но такие события, как трагедия в Карелии, наводят на мысль, что "другая реальность" все-таки существует, и она ужасает.
Отъезд переживших трагедию детей из лагеря "Сямозеро". Фото: Игорь Подгорный/ ТАСС
В поход на озеро 47 детей и 4 инструктора отправились еще в субботу. МЧС предупреждала о сложных метеоусловиях. И, как выяснили следователи, дети не хотели сплавляться именно из-за погоды. Но инструкторы, которые в общем-то тоже дети (17-19 лет), решили по-другому. В нарушение всех правил о походе не сообщили экстренным службам. Поэтому и о трагедии стало известно только на следующий день, а спасательная операция началась лишь через 20 часов (!) и слишком поздно для погибших школьников. Правда, были спасательные жилеты, но они от переохлаждения (вода 14 градусов) не слишком помогают.
В воскресенье утром к жителям одного из поселков вышла 12-летняя девочка, которую выбросило на берег. Она и рассказала о том, что лодка с детьми во время шторма перевернулась. Вскоре было найдено 6 тел, а к вечеру количество погибших детей дошло до 14. Всем им было по 12-14 лет. Параллельно СМИ выяснили имя владельца частного лагеря, где отдыхали школьники, и название турбазы. Заодно стало известно, что смена состояла из воспитанников московских детдомов и детей из неблагополучных семей. Отдыхать они поехали по линии столичного департамента соцзащиты.
Даже этой скудной информации хватает, чтобы задать множество вопросов, на которые пока нет ответа. Но, наверное, главный: почему школьников отправили отдыхать именно в лагерь "Парк-отель "Сямозеро"? Речь идет о детях, ответственность за которых полностью или частично несет государство. Как поступает родитель или опекун, прежде чем отправить ребенка куда-то отдыхать одного? Он выясняет всю доступную информацию об этом месте. Практически первые же ссылки на запрос в интернете о лагере на Сямозере ведут на форумы, где родители обмениваются впечатлениями. Оставленные отзывы поражают. Вот несколько цитат.
"В лагере все построено безобразно. 11-летние дети курят, подбирая окурки на пляже, играют в карты на деньги, продают друг другу продукты питания".
"Вожатые за детьми не смотрят надлежащим образом, да что там надлежащим, дети там как беспризорники, сами по себе. Изо дня в день сами же дети слезно просят своих родителей забрать их из лагеря. Вожатые издеваются над детьми".
"Вчера сам забрал сына оттуда. Ребенок плакал и просил:"Забери меня из этого ада". На третий день сын заболел и никак не мог найти врача".
"Приехала в лагерь 17 июля в 12 часов дня, их оставили в грязных палатках, матрасы и спальные мешки в ужасном состоянии, влажные, грязные, вонь. Кровати металлические ржавые - на них страшно спать".
"В родительскую субботу я зашла в корпус и чуть не расплакалась. Запах сырости и плесени, постельное сырое, комнаты убогие. На двери у дочери - слово из трех букв. Я сделала замечание вожатой - она что-то пробормотала невнятное".
"У нас ребенок приехал из этого лагеря и попал в больницу с пневмонией, обнаружили инфекцию. Лежит в палате с мальчиком из этого же лагеря. Три недели на антибиотиках... у детей подорвано здоровье".
"А чему старших ребят могут научить 21-24 -летние вожатые, сами еще дети. Они же, не стесняясь, "общаются" с 14-15-летними девочками".
Замечу, что в основном отзывы прошлогодние. Но есть информация и более старая. Еще в 2011 г. в этом лагере пьяный директор до смерти избил битой пьяного охранника. Об этом вопиющем случае писали местные СМИ. Карельские же журналисты не раз рассказывали, в каких страшных условиях в "Парк-отеле" отдыхают дети. И об отключениях света и воды, и о просроченных йогуртах для подростков, и о тотальном пьянстве вожатых (чего только стоит рассказ о том, как инструктор сел с детьми в лодку, закурил и приказал: "Гребите, … далее непечатное слово"), и наконец об инфекциях.
И все эти годы лагерь исправно получал контракты со столичным департаментом соцзащиты, отправлявшим в Карелию на летний отдых сирот. А это очень хорошие деньги. Например, сумма последнего контракта - около 45 млн рублей. Что интересно, на сайте компании, которой принадлежит дом отдыха, указана стоимость путевки в 31 тыс. рублей. А вот в документах с сайта госзакупок фигурирует другая цифра - около 38 тысяч рублей. Возможно, ценник поменялся. А может быть, дело в другом. Разница между стоимостью путевок - 7 тысяч. Всего чиновники заказали около тысячи путевок. Провести простую операцию умножения не сложно.
В прошлом году карельские власти пытались закрыть лагерь. Там побывала прокуратура, которую сначала даже не пустили на территорию, как и главу сельского поселения (параллельно выяснилось, что забор, которым окружен лагерь, находится под напряжением). Прокуроры, естественно, нашли нарушения и вынесли преставления об их исправлениях. Местные чиновники собрали комиссию, куда вошли даже представители ФСБ, с тем, чтобы закрыть лагерь. Но вот наступил оздоровительный сезон 2016 года, и "Парк-отель "Сямозеро" снова открыл двери для школьников, предварительно подписав многомиллионный контракт с Москвой.
Знали ли чиновники, которые готовили и подписывали договор, о том, что творится в лагере? Знали ли они, куда они отправляют отдыхать незащищенных детей? Приходила ли им в голову мысль, что рано или поздно в таком доме отдыха все может закончиться страшной трагедией? А если нет, то почему не сделали хоть малейшие усилия, чтобы выяснить подробности об этом месте? Это уже не просто риторика, а конкретные вопросы, которые должны госслужащим задать следователи, тем более что СКР решил проверить, как этот лагерь сумел выиграть тендер. Вот только ответы, которые приходят в голову, настолько страшны, что не хочется их даже озвучивать.