Напряжение в Киеве на пределе. Все разговоры только о том, перечислит ли Международный валютный фонд Украине третий транш, который по плану она должна была получить еще 4 августа 2015 года или опять выдвинет новые условия.
Соглашение о выделении Киеву третьего транша кредита. Фото: сайт президента Украины
По имеющейся информации, МВФ вроде бы пообещал Киеву, что в текущем июле Украина может рассчитывать на 1 млрд. долларов. Еще 1,3 млрд. долларов следует ждать в октябре и 1,98 млрд. долларов — в декабре. Речь идет о 4,28 млрд. долларов, которые нужны экономике Незалежной, как воздух. Кстати, согласно утвержденному ранее меморандуму, летом должны были прийти 1,7 млрд. долларов, а не 1 млрд. долларов, как сейчас заявляет Минфин. Эксперты делают предположение, что сокращение финансирования связано с наказанием Украины за невыполнение президентом Порошенко некоторых закулисных условий.
Однако даже если деньги придут, в реальности страна их не увидит. Эти средства не направят на развитие экономики и инфраструктуры. Они осядут в закромах Национального Банка Украины (НБУ) в виде золотовалютных резервов. Таковы требования главы МВФ Кристин Лагард.
С 14 по 17 июня премьер-министр Гройсман и министр финансов Данылюк, будучи в Америке с официальным визитом, раздавали направо-налево твердые обещания, что из третьего транша не пропадет ни цента, "только дайте". В общей сложности было 30 встреч, в результате которых сотрудники МВФ пообещали подумать, но потребовали политической стабильности и готовности кабмина беспрекословно слушаться Эйю Хойттин, руководителя миссии, и эксперта фонда Малколма Роджерса, который и разрабатывает реформы на Украине.
На самом же деле, список претензий МВФ к Киеву зашкаливает. Прежде всего, клерки Международного валютного фонда указывают на низкий уровень профессионализма украинских госчиновников. Точнее, они констатирует отсутствие в правительстве Гройсмана персонала, способного сделать адекватные инвестиции в современные технологии управления государством. Отсюда высокий риск того, что Украина в среднесрочной перспективе не сможет перейти к экономической модели самофинансирования.
Во-вторых, Эйю Хойттин и Малколм Роджерс высказывают премьер-министру Незалежной Гройсману недовольство, связанное с непрозрачной деятельностью Приватбанка, который является крупнейшим на Украине. По официальной информации НБУ, после Майдана отток депозитов физических лиц из этого кредитного учреждения составил 64,4 млрд. грн., но только 38,5 млрд. грн. было покрыто за счет средств банка, или примерно 60%. Недостаток профинансировали за счет спасительного кредита Нацбанка, который составил 25,9 млрд. грн.
Но, по мнению чиновников МВФ, государство должно лишь контролировать банки, а, если и предоставлять необходимую наличность, только под стопроцентный залог. Между тем, невиданные миллиардные стабилизационные кредиты Коломойский получил тогда, когда НБУ руководил Степан Кубов, ставленник Бени (кличка Коломойского — авт.). "Пришло время погашения, но Коломойский договорился об отсрочке. А с недавних пор его фракция „Возрождение" голосует сначала за премьер-министра Владимира Гройсмана, а теперь за генерального прокурора Юрия Луценко", — говорит депутат Рады Сергей Лещенко. То есть, наблюдаются странные маневры.
Куда делись деньги громадян, Игорь Коломойский, главный акционер Приватбанка, так и не объяснил. Пресс-служба связывает текущие сложности банка войной с Россией. И это притом, что инсайдеры утверждают, что Бене удалось положить в карманы миллиарды после девальвации гривны.
Но недовольство США вызвано, скорей всего, не этим. Америке не нравится, что самый влиятельный на Украине олигарх финансирует нацбаты, по сути, бандитские формирования. Дело в том, что Белый дом опасается нового, еще более кровавого Майдана, и вооруженной реакции Кремля. В этом случае, американский проект "Украина" придется закрыть.
Чтобы не допустить такого неконтролируемого развития событий, Вашингтон требует от Киева решительных действий, касательно Приватбанка. Но, как это сделать, президент Порошенко не знает. Именно поэтому регуляторы Незалежной путаются в оценках. Так, глава НБУ Валерия Гонтарева считает, что с банком Коломойского полный порядок. Однако министр финансов Данылюк, напротив, говорит о том, что имеются "системные проблемы, которые находятся в банке… их достаточно много".
Впрочем, в Америке уже не верят словам украинских лидеров, а настаивают на вводе электронного декларирования, дабы знать всё о национальной банковской системе страны. Фактически это означает, что государственные функции Национального Банка Украины переходят под полный контроль дуэта Эйю Хойттин/Малколм Роджерс. Несмотря на это унизительное для суверенной страны требование, Гройсман, фигурально выражаясь, "зуб дает", что в августе выполнит данное поручение клерков МВФ.
Но даже это не гарантирует третьего транша. Вашингтон уже сформировал основные параметры нового бюджета на 2017 год, который должен быть вынесен на рассмотрение Верховной Рады до 15 сентября.
Любопытно, что американских экспертов не устраивает нынешняя правовая база. МВФ требует от украинских законодателей срочно ввести дерегуляцию бизнеса (законопроект № 4516), снять ограничения на приватизацию стратегически важных объектов (законопроект № 4536), внедрить систему автоматизированного ареста средств в гражданском и хозяйственном судопроизводстве (законопроект № 3768), упростить процедуры банкротства (законопроект № 3132). Таких чудовищных требований Международный валютный фонд еще не предъявлял ни одной стране мира за всю свою 69-летнюю историю. Украинцы, по сути, лишились судебного права на защиту собственного имущества и личных денег, если их будут изымать компьютерные программы, написанные в Вашингтоне. А дерегуляция бизнеса однозначно ввергнет в страну в бандитский хаос, уверены критики программы МВФ.
Если называть вещи своими именами, то власть на Украине сменилась. Какие бы политические страсти не кипели в стенах Верховной Рады, и что бы ни говорили члены правительства и лично президент Порошенко, страной фактически управляют Эйю Хойттин и Малколм Роджерс. Нравится ли это националистам-бандеровцам или нет, но их судьбой распоряжаются далекие клерки МВФ, для которых реформы на Украине, скорей всего, ассоциируются с Forge of Empires (знаменитая компьютерная игра-стратегия), нежели с ответственной политикой патриотического правительства.
Читайте также на "Свободной прессе".