Спад в российской экономике никак не заканчивается, а цены на нефть застыли у уровней, не позволяющих надеяться на то, что государству удастся собрать достаточно денег на выполнение всех его обязательств. Власти страны все-таки не прислушались к призывам накачать экономику деньгами, несмотря на то что такое предложение было одним из основных на недавнем заседании президиума Экономического совета при президенте. Они избрали иную политику - решили пойти на сокращение расходов федерального бюджета. Подобного никогда не случалось в современной российской истории.
Фото: Дмитрий Рогулин/ ТАСС
Низкие доходы диктуют политику бюджетных расходов государства, отмечают эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ). Минфину уже удалось за первые четыре месяца текущего года урезать траты в реальном выражении на 13% по сравнению с прошлым годом. А теперь финансовое ведомство намерено заморозить расходы федерального бюджета на 2017-2019 гг. в номинальном выражении, то есть не учитывать при их планировании инфляцию. В ближайшую трехлетку предлагается тратить не больше 15,78 трлн руб. в год - это даже меньше, чем заложено в бюджет 2016 года. Планируется уменьшить финансирование 36 из 42 госпрограмм. Это позволит снизить дефицит федерального бюджета, который в текущем году может, по оценке Минфина, превысить 3% ВВП, и сократить траты на его погашение из Резервного фонда.
Правительство обещает не резать расходы на пенсии, экономическое развитие и управление госдолгом. В остальном, как заявил журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, пока рано говорить о конкретных статьях, которые подвергнутся секвестированию. Администрация главы государства поддерживает правительство в вопросе о необходимости упорядочения расходов госбюджета в текущей экономической ситуации, подчеркнул он.
У государства в условиях низких цен на нефть просто нет других вариантов, кроме заморозки трат, подтвердила корреспонденту "Утра" эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Елена Пенухина. "Мы не можем жить с дефицитом бюджета в 5%, у нас не настолько много резервов, чтобы долго существовать в режиме наращивания расходов", - пояснила она.
Проблема усугубляется тем, что высокие ставки Банка России не позволяют государству осуществлять заимствования на внутреннем рынке, в то время как внешний для нас фактически закрыт. "Попытка Минфина выйти на международные рынки долга оказалась, мягко говоря, неудачной, в том числе потому что США жестко давят на все мировые банки, практически запрещая им участвовать в размещении российских ценных бумаг и других долговых инструментов", - заявил директор Центра исследований региональных реформ Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Александр Дерюгин.
По его словам, несмотря на сокращение госрасходов, Россия все равно будет вынуждена активно тратить резервы, и, по оценкам Минфина, Резервный фонд может быть проеден уже в 2107 г. даже при предложенном жестком варианте заморозки расходов бюджета. Их надо снижать, иначе мы будем расходовать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), считает Дерюгин.
Среди рисков, которые принесет стране заморозка бюджетных трат, он называет продолжение падения реальных доходов социально незащищенных слоев населения. "И прежде всего пенсионеров, поскольку темпы индексации этих выплат, скорее всего, будут несколько ниже инфляции", - отметил эксперт РАНХиГС. Соответственно, продолжит снижаться покупательная способность россиян. А это неминуемо аукнется всей экономике.
Кроме того, по словам Дерюгина, будут сокращаться в реальном выражении расходы на развитие инфраструктуры, что не способствует привлечению бизнеса и повышению конкурентоспособности территорий. Медленнее инфляции будут расти расходы на образование, здравоохранение, что негативно отразится на развитии человеческого капитала. "То есть Россия продолжить терять конкурентоспособность своей экономики", - отметил он.
Однако расходы бюджета - не единственный фактор, который стимулирует спрос, способный подтолкнуть производство, подчеркнул эксперт РАНХиГС. По его словам, необходимо улучшать бизнес-климат в России, который сейчас отвратителен. "Здесь надо все менять, - уверен он. - Кроме того, повышение пенсионного возраста могло бы снять часть фискальных проблем, связанных с дефицитом бюджета".
Кардинальных реформ до выборов 2018 г. Дерюгин не ожидает. Вместе с тем он напомнил, что Алексей Кудрин назначен главой Центра стратегических разработок и ему дан карт-бланш на подготовку концепции развития РФ на следующий электоральный цикл. "Возможно, все-таки реформы, в том числе институциональные, в той или иной степени будут проведены. И у российской экономики появятся драйверы роста, отличные от цен на нефть", - надеется он.
Елена Пенухина указывает, что одной из таких точек роста может стать реализация инфраструктурных проектов, которые финансируются из средств ФНБ. Кроме того, по ее мнению, стабилизировать экономику и вывести ее на траекторию подъема помогут такие незатратные механизмы, как, например, госгарантии и поддержка экспорта.
Что касается населения, то, на ее взгляд, россиянам придется приспосабливаться, чтобы пережить этот кризис. "Это бюджет выживания, который позволит государству выполнять свои обязательства, хотя и в усеченном формате, но заморозка расходов позволит не допустить масштабного бюджетного кризиса", - подчеркнула она.
И все же эксперт ЦМАКП надеется, что в 2018-2019 гг. ситуация может измениться. Если цены на нефть окажутся выше прогнозных показателей, закладываемых в бюджет, у государства появятся дополнительные доходы, которые могут быть направлены на инвестпроекты, оказавшиеся сегодня в листе ожидания, а также на полноценную индексацию пенсий и, возможно, даже зарплат, считает Пенухина.