Произволу чиновников поставлен барьер

Читать в полной версии →
Многие правозащитные организации, работающие в регионах, часто сталкиваются с "местью" госслужащих, ставших объектами критики с их стороны. Разработан пакет мер, спасающих от административного давления

Совет по правам человека при президенте РФ придумал, как остудить пыл чиновников, разгневанных на правозащитников. Он намерен подготовить пакет мер, которые спасут некоммерческие организации от произвола руководителей разного уровня.

Комиссия СПЧ разрабатывает механизмы противодействия давления на НКО. Фото: сайт СПЧ

Необходимость в этом СПЧ наблюдает уже давно. Многие правозащитные организации, работающие в регионах, часто сталкиваются с "местью" госслужащих, которые в свое время стали объектами критики с их стороны.

Эффект от правозащитных НКО в регионах колоссален, уверены в СПЧ. Поэтому многие из некоммерческих организаций уже стали "заклятыми врагами" целого ряда ведомств.

Поводом для работы над пакетом мер по защите НКО от госорганов стал пример преследования главы НКО "Союз "Женщины Дона" Валентины Череватенко. Правозащитники сошлись во мнении, что оснований для многочисленных проверок у региональных властей не было, а основной причиной могла стать ее правозащитная деятельность, неудобная местным чиновникам.

Заседание членов СПЧ, на котором был утвержден пакет мер по противодействию чрезмерным проверкам со стороны госорганов, прошло в понедельник, 5 июля, в присутствии глав трех постоянных комиссий СПЧ. Пакет контрмер включает в себя два метода "ответного действия".

Первой станет процедура обнародования самого факта проверки НКО. По словам главы постоянной комиссии СПЧ по военно-гражданским отношениям Сергея Кривенко, совет не имеет полномочий влиять или вмешиваться в процесс чиновничьей проверки.

"Мы не собираемся вмешиваться в процесс проверки. Однако мы можем сделать так, чтобы общественность знала, что конкретную НКО, по непонятным причинам, вдруг, стали проверять разные надзорные ведомства. В глазах общества это станет свидетельством того, что НКО наверняка "поплатилась" за свою чрезмерную правозащитную деятельность", - пояснил Кривенко.

В качестве второй меры он обозначил процесс формирования "оценки СПЧ по материалам проведенной проверки". Подразумевается, что результаты каждой такой "внезапной проверки" будут расцениваться правозащитниками как уместные или, наоборот, намеренные. В случае если будут найдены факты, подтверждающие, что проверка была неуместной, а ее цель, скорее всего, административное давление на НКО, СПЧ будет сообщать о таких примерах в компетентные органы федеральной власти, а возможно, и лично президенту.

По информации официального сайта СПЧ, подобная поддержка будет осуществляться при строгом выполнении двух условий. Во-первых, деятельность НКО должна иметь подтверждение как исключительно правозащитная. Во-вторых, должны быть обнародованы факты, подтверждающие негативный эффект от проверок, вынуждающий организацию прекратить свою неудобную для чиновников деятельность. 

"Применение мер по защите НКО от административного давления возможно только тогда, когда СПЧ самостоятельно проведет свое внутреннее расследование и найдет основания, которые могли бы вызвать отрицательную реакцию со стороны государственных органов власти. При этом важно подчеркнуть, что на опеку совета могут рассчитывать только правозащитные НКО", - уточнил Кривенко.

Деятельность "третьего сектора" регулируется федеральным законом №7 "О некоммерческих организациях".

В начале года были приняты поправки, уточняющие определение политической деятельности для НКО, выполняющих функции иностранного агента. Правозащитники, комментируя принятые поправки, высказывали опасения, они станут основанием для административного давления на целый ряд организаций, которые ведут "неудобную" для местных чиновников правозащитную деятельность.

Павел НОСОВ |
Выбор читателей