Призывы министра иностранных дел Великобритании Филипа Хэммонда к Евросоюзу сохранить жесткий подход к санкциям против России даже после прекращения британского членства в ЕС можно расценивать как очередное послание тем, кто полагает, что после Brexit санкционная политика европейцев в отношении РФ изменится. Многие допускают, что выход из ЕС Британии, считающейся основным проводником интересов США в Европе, приведет в этом смысле к разброду и шатанию, и европейцам проще будет определять свои приоритеты самостоятельно, без оглядки на США.
Фото: Global Look
Однако у этой точки зрения есть немало критиков, полагающих, что в любом случае США сохранят свое доминирование в Европе, и британцы дают понять: это так, и они в любом случае остаются последовательными сторонниками линии "вашингтонского обкома".
Выразив свои опасения, что ЕС может смягчить свою позицию по санкциям против России после Brexit, Хэммонд призвал Брюссель сохранять жесткий подход к Москве. Он напомнил: Лондон активно призывал не идти на компромиссы с Россией после того, как она присоединила к себе Крым в 2014 г., и подчеркнул, что санкции должны оставаться в силе независимо от членства Великобритании в ЕС. "Не секрет, что русские усердно работали над тем <...>, чтобы убедить отдельных членов ЕС выступить против продления санкций", - заявил Хэммонд парламентскому комитету. По словам Хэммонда, санкции должны быть сохранены "без послабления до того момента, пока Россия не выполнит свои обязательства в соответствии с минскими договоренностями".
В начале июля Совет ЕС официально продлил на шесть месяцев (до 31 января 2017 г.) экономические секторальные санкции против РФ. Россия со своей стороны продлила контрсанкции, введенные два года назад, 29 июня соответствующий указ подписал президент РФ Владимир Путин. Российские контрсанкции продлеваются с 6 августа 2016 г. по 31 декабря 2017 г., при необходимости правительство РФ может внести предложения об изменении срока действия ответных мер.
Кроме того, Хэммонд прокомментировал собственные высказывания о том, что России выгоден Brexit, высказанные им в агитационной кампании перед референдумом 23 июня. Оказывается, он "лишь строил предположения о том, какими могли быть логические представления Москвы о выходе Великобритании из ЕС". "Я слышал, что Москва не собиралась вмешиваться в Brexit, и полностью признаю это. Я думаю, никто не высказывал предположения, что Москва напрямую была вовлечена в кампанию по референдуму или пыталась играть в нем роль", - заявил оратор, подчеркнув при этом: "У меня нет подтверждающих доказательств из Москвы, но я был бы изумлен, если бы точка зрения Москвы не заключалась в том, что ЕС без Великобритании в качестве его члена, скорее всего, будет менее сильным соперником России".
Иными словами, глава британского МИД в своих высказываниях оперирует собственными же гипотезами и предположениями, отталкиваясь от персональных фобий и додумывая за другую сторону ее реакции. Некоторые люди в детском возрасте иногда общаются с воображаемыми друзьями, в зрелом (в клинических случаях) - с голосами в своей голове, а вот британские чиновники, судя по всему, имеют свойство оппонировать воображаемому противнику. По этой логике - да, России "выгоден Brexit", она "радуется уходу британцев", предвидя развал ЕС и отмену санкций, но рано радуется. Последним тезисом Хэммонд советует в своем последнем послании Брюсселю не идти ни на какие компромиссы с воображаемым врагом и ни в коем случае не смягчать санкции.
Если бы в этом внутреннем диалоге с самим собой Хэммонд был одинок, полбеды. Но, как известно, не только глава МИД, но и британский премьер Дэвид Кэмерон до референдума об участии Великобритании в ЕС высказывал мнение, что президент РФ Владимир Путин якобы "будет счастлив" в случае победы противников евроинтеграции. Российский президент охарактеризовал заявления британских политиков о том, что Brexit выгоден РФ, как некорректную попытку повлиять на общественное мнение и проявление низкого уровня политической культуры.
Любопытное мнение в этой связи озвучил в The Independent и знаменитый английский композитор, член палаты лордов британского парламента, барон Эндрю Ллойд Уэббер. "В то время как Соединенное Королевство и Европа изображают ссору из-за каких-то торговых соглашений, которые у нас будут или не будут в течение двух, трех или десяти лет, участие Путина неуклонно дестабилизирует наши европейские границы и развязывает яростную войну, представляющую зловещее эхо битвы на Сомме. Я содрогаюсь, когда думаю о том, как Путин с ликованием смотрит на наши беды... Покидая Европу, мы, без сомнения, ускоряем осуществление мечты Путина о распаде ЕС, а с ним и потенциально всей западной цивилизации, какой мы ее знаем. Я надеюсь, что в течение последующих пяти лет мы не будем оглядываться назад, глядя с непониманием на то, как стали заложниками своих корыстных интересов, рассуждая об экономических перспективах и о том, как лучше вести себя в финансовом отношении. Мы полностью проигнорировали одну из самых больших угроз в нашей жизни, которая уже показалась на горизонте", - волнуется барон.
Напомним: о том, что российские болельщики во время недавних беспорядков во Франции действовали якобы по прямой указке из Кремля, тоже "догадались" именно британцы. Как заявили высокопоставленные источники The Guardian в британском правительстве, действия российских "хулиганов" во Франции во время чемпионата Европы по футболу могли быть санкционированы Кремлем, значительное число этих болельщиков являются представителями "силовых структур" России, а потому беспорядки и "крайне скоординированные атаки на английских и других фанатов" в Марселе и Лилле могут расцениваться как часть "гибридной войны". Тем самым Россия якобы хотела продемонстрировать "русскую силу".
То есть для британцев подобное восприятие России - это тренд. И поддерживать его теперь, после Brexit, как им кажется, они просто обязаны - не то, неровен час, в Москве решат, что Европе конец, и немедленно поработят ее. Кроме того, британцам хочется оказать моральную поддержку группе "русоскептиков" - государствам Прибалтики, Польше, Швеции, относящимся к РФ с опаской и переживающим, что после откола Британии их позиции ослабнут. По мнению директора Московского центра Карнеги Дмитрия Тренина, мнение которого приводит Lenta.ru, "сейчас Соединенное Королевство выходит за пределы ЕС, в какой-то степени из-за этого влияние "русоскептиков" ослабляется, - с другой стороны, оставшись без поддержки Лондона, остальные страны группы вынуждены будут еще активнее гнуть свою линию, чтобы компенсировать эту потерю". Но Лондон ясно дает понять союзникам-русофобам, что накалу маразма ничто не угрожает, и бояться - кроме России - им по-прежнему нечего.