На вооружение Военно-воздушных сил КНР поступил новый военно-транспортный самолет "Юнь-20"(Y-20). Китайским ВВС необходимы большие и качественные военно-транспортные самолеты (ВТС) для решения боевых задач, а также участия в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, утверждает представитель Минобороны. Военное руководство Китая сообщает, что в перспективе ВВС страны вооружатся еще десятью новыми ВТС. Количество боевых машин будет со временем доведено до 200, что позволит потеснить российский Ил-76 и китайский "Юнь-8" (Ан-12), находящиеся сейчас на вооружении ВВС страны. С выпуском Y-20 Китай становится мировым лидером, в одном ряду с Россией и США, способным полностью разработать и построить транспортный самолет. Нельзя не считать это достижение серьезным прорывом в мировую авиастроительную индустрию.
Военно-транспортный самолет "Юнь-20". Фото: Wikimedia
Y-20 "Куньпэн" впервые вышел в свет в январе 2013 года. Самолет способен перебрасывать войска и боевую технику на большие расстояния (в зависимости от загруженности максимальная дальность переброски составляет от 4400 до 7800 км), обладает грузоподъемностью 66 тонн. Такие характеристики позволяют новому китайскому самолету участвовать в гонке с крупнейшими военными транспортерами мира и занимать почетное третье место. Российский Ил-76МД-90А уверенно держит четвертое место с грузоподъемностью 52 тонны. Лидируют американские "Боинг С-17" - 76 т, "Локхид С-5" - 120 тонн. С недавних пор серийный выпуск "Глоубмастера III" (С-17) по финансовым причинам приостановлен. В 1986 г. вышла последняя модель самолета С-5. А чемпионом на пьедестале вот уже много лет является российско-украинский "Руслан" (Ан-124) с результатом 150 тонн. Данный образец уже выведен из серийного производства, работы по его совершенствованию из-за обострения отношений между Россией и Украиной временно закрыты. Нельзя оставлять без внимания и выпущенную в единственном экземпляре украинскую "Мечту" Ан-225 (грузоподъемность 150 тонн). Но данный образец самолета является практически точной копией "Руслана". Таким образом, в номинации "самый грузоподъемный самолет из всех производимых в мире" уверенно побеждает Y-20.
Давайте разберемся, действительно ли новый военный транспортник является уникальной собственной разработкой Китая? Если мы посмотрим на планер самолета, то увидим, что его родственников раскидало по всему миру: четко обнаруживается профильное сходство с планерами американского "Геркулеса" и российского Ил-76. Есть у самолета и украинские "корни". Около 10 лет назад китайцы вплотную работали с украинским "Антоновым" по созданию крыла самолета. За годы партнерства до его приостановления китайские авиастроители зря времени не теряли. Что касается двигателя "Юня", то свой первый полет самолет совершил с двигателями российского Ил-76 - Д-30КП2 (тяга 117 кН). На них и предстоит полетать самолету в ближайшие годы, пока не будет создан китайский турбовинтовой двигатель. В настоящее время китайские конструкторы ведут испытания собственного авиационного "движка" WS-18 (тяга 122 кН, что немного выше показателя двигателя Ил-76). Много времени пройдет, пока их мотор пройдет все этапы проектирования, испытаний и сможет встать на оснащение транспортника. Можно ли теперь подтверждать сообщения СМИ о том, что новый самолет "разработан своими силами"? Конечно же, нет. Даже если конструкторы и создадут свой двигатель, "китаец" все равно будет "гибридным".
Если сравнивать новый "Юнь" с нашим "Ил-76", то по многим показателям "китаец" лучше. Но сравнивать новейшее достижение Китая и российское 40-летней давности не совсем корректно. Правильнее сказать, новый китайский военный транспортер через 10 лет смог обогнать по показателям российский со стажем более 40 лет (напомним, в 1973 г. Ил-76 совершил свой первый полет). У нас есть более достойный соперник, с которым "Юнь" может "помериться мускулами": усовершенствованная разработка Ил-467 (официальное название Ил-76МД-90А). Благодаря более совершенным двигателям нового поколения (ПС-90А-76) Ил-76 по надежности машины, тяговой силе и дальности полета уже превосходит "Юнь-20" (8500 км против 7800 км). Самолет набирает популярность и обратил на себя внимание со стороны заказчиков из стран СНГ, Африки и Юго-Восточной Азии. Пока эксплуатируются только две модели, а одна из них пролетела над Красной площадью 9 мая. Начиная с 2017 г. планируется выпускать около 20 самолетов в год. В 2020 г. Минобороны получит 30 из 39 новейших Ил-467 для Военно-космических сил России.
Еще несколько слов об апгрейде новой российской разработки. Ил-76МД-90А теперь поставлен на улучшенное крыло, оснащен более мощными и экономичными двигателями ПС-90А-76 (двигатели собираются на пермском предприятии). Двигатель способен переносить самолет с грузом на расстояние до 5000 км, что на 1000 км больше предыдущего достижения. Таким образом, за счет экономичности в 12% показатель дальности воздушного плавания улучшен на 20%. Кроме того, в кабине можно видеть панель, состоящую из 6 экранов: на них отображается информация о параметрах полета и состоянии узлов, систем воздушного судна. Также модернизированы комплекс оборудования борта, прицельно-навигационная система. Усилены стойки шасси. Новые крыло и шасси позволили увеличить взлетная массу самолета до 210 т, а грузоподъемность - с 48 до 60 тонн.
И это тоже не последняя модификация Ил-76. В подмосковном Жуковском в феврале текущего года Ил-76МД-М произвел первый испытательный полет. Разработчики внесли в предыдущую модификацию ряд полезных дополнений: на борту воздушного судна установлены спутниковая система навигации и оптико-электронная визирная система (ОЭС). Навигационная система отвечает требованиям российских и зарубежных воздушных трасс, имеющихся и перспективных. ОЭС позволяет наблюдать за любыми объектами в оптическом и инфракрасном диапозонах.
Ну а пока китайским инженерам предстоит потрудиться над завершением образа боевой машины. Основная проблема, с которой они столкнутся, - это двигатель. Китайское двигателестроение не является в стране конкурентоспособной отраслью, поэтому новый собственный двигатель - не ближайшая перспектива, но вполне достижимая. И здесь не обойдется без привлечения западных инженеров. Первое время новый транспортник будет поставляться преимущественно на внутренний рынок, но в будущем китайские инженеры смогут создать и "экспортную" версию самолета. Китайские авиаконструкторы убеждены, что вариант самолета будет популярен среди зарубежных заказчиков.
Название самолета "Куньпэн" с китайского переводится как "рыба-птица". Это существо из древнекитайской мифологии обитает в холодных морях Севера. Огромных размеров рыба Кунь способна превращаться в птицу Пэн цвета синевы неба, застилающую крыльями горизонт. И летит эта сказочная птица на юг тысячи километров. Птица Пэн символизирует величие и большие свершения. Хочется верить, что новый самолет тоже ожидает хорошее будущее. Ведь он уже входит в пятерку лучших военно-транспортных самолетов мира. А превратится ли рыба в птицу, покажет время.