Представители американской Аляски хотят быть еще ближе к России. Так, бывший представитель этого северного штата в Сенате Конгресса США с 1969 по 1981 гг., а также участник президентской гонки 2008-го Майкл Грейвел считает, что РФ и Соединенные Штаты нужно связать тоннелем.
Фото: Jon Bower/ LOOP IMAGES/ ТАСС
По его мнению, возвести подземный коридор под Беринговым проливом между Чукоткой и Аляской будет не сложнее, чем проложить евротоннель под Ла-Маншем, соединившем Великобританию и Францию с 1994 года.
"Вместо того, чтобы обмениваться угрозами, нам нужно работать именно над такими проектами, объединяющими нас. Нам следовало бы использовать те технологические мощности, которые задействованы в настоящее время в ВПК, и привлечь их к реализации подобных проектов. Они идут на благо всему человечеству", - убежден экс-законодатель, представлявший Демократическую партию.
По данным Грейвела, длина подземной трассы между Россией и США составит около 80 км, и в дальнейшем она может войти в систему железнодорожного сообщения, в которой поезда на магнитной подушке курсировали бы из Канады через Аляску в Россию, а затем по "Новому Шелковому пути", таким образом связав еще североамериканский регион с Китаем.
Бывший сенатор полагает, что на осуществление задуманного может уйти от 30 до 50 лет. По мнению Грейвела, использование тоннеля прежде всего принесет Аляске и северным российским территориям ощутимую экономическую выгоду. Он увязал это с тем, что долгое время из-за усилий защитников окружающей среды ресурсы северного штата США "не эксплуатировались в достаточной мере".
Грейвел отметил, что у России есть большой опыт в освоении подобных территорий "на благо людей", и в качестве примеров привел Арктику и Сибирь.
Он напомнил, что связать Евразию и Северную Америку транспортным сообщением впервые предложил губернатор штата Колорадо Уильям Гилпин в 1890 году. Предполагалось, что путешественники будут добираться до побережий поездом, а между континентами переплывать на пароме. Американскому железнодорожному магнату Эдварду Генри Гарриману эта идея очень понравилась, он даже планировал построить железные дороги в Восточной Сибири, для чего было создано акционерное общество "Транс Аляска - Сибирь". Но после того как русское правительство отказалось выделить земли, компания обанкротилась.
Между тем экс-сенатор глубоко убежден, что строительство тоннеля выгодно промышленникам как США, так и России. Кроме того, по мнению Грейвела, проект имеет "ценность и с точки зрения понимания между народами", так как на Аляске и сейчас "имеется определенное культурное присутствие России, у нас есть связанные с ней памятники".
Аляска, бывшая российской территорией, была продана Соединенным Штатам 18 октября 1867 г. за 7 млн 200 тыс. долларов золотом. До сих пор есть разные мнения на этот счет. Некоторые историки утверждают, что сумма не была выплачена, иные заявляют, что Аляска не продавалась, а сдавалась в аренду.
В 1960-е гг. американские инженеры предлагали объединить энергосистемы СССР и США через тоннель, предрекая экономию в $20 млрд ежегодно.