Крымские дороги после двух лет в России все еще пребывают в плачевном состоянии. Это признал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, который 25 июля провел в Севастополе совещание о развитии дорожного хозяйства полуострова. Федеральный центр исправно выделяет средства на ремонт и строительство дорог, но региональные власти не могут распорядиться ими должным образом.
Южнобережное шоссе в Крыму. Фото: Станислав Красильников/ ТАСС
Состояние дорожной инфраструктуры в республике шокировало россиян еще в 2014 году. Большая часть дорог на полуострове проектировалась и строилась в середине прошлого века. Они не рассчитаны на возросшую интенсивность движения и многократное увеличение грузоподъемности автомобилей. Последние четверть века дороги, мосты и другие инженерные сооружения ремонтировались всего на десятую часть от необходимого объема.
Поэтому на реконструкцию дорог в федеральную целевую программу (ФЦП) по развитию Крыма были заложены значительные суммы. Последние два года на полуострове неустанно кладут асфальт, и тем не менее, как показал недавний опрос ВЦИОМа, каждый четвертый житель Крыма по-прежнему называет плохие дороги одной из самых острых проблем. На ухабы и рытвины жалуются и туристы: с учетом отмены железнодорожного сообщения нагрузка на дороги в летний сезон возрастает многократно.
Ранее в этом месяце полпред президента в Крымском федеральном округе Олег Белавенцев говорил, что в настоящее время всего 80% дорог на полуострове соответствуют российским стандартам и нормам. Это не только негативно сказывается на безопасности движения, но и тормозит социально-экономическое развитие региона. Однако на совещании у Медведева выяснилось, что дела обстоят и того хуже: за два года в Крыму привели в божеский вид всего 200 км из 15,5 тыс. км дорог регионального и местного значения.
При этом качество ремонта оставляет желать лучшего. Как передает корреспондент "Утра", во многих местах на отремонтированных год назад участках трассы Симферополь - Феодосия просел асфальт и образовались ямы. Ямочного восстановления уже требует и новое асфальтовое покрытие на симферопольских и севастопольских улицах. Это обстоятельство вызывает у Москвы крайнюю досаду.
Во время рабочей поездки в Крым глава правительства приказал чиновникам лично садиться за руль и проверять, в каком состоянии находятся отремонтированные несколько месяцев назад дороги. Если полотно просело или вспучилось, подрядчика "нужно по рукам бить, заставлять переделывать", а в самых запущенных случаях - сдавать его в правоохранительные органы, отметил Медведев.
Центр обязуется исправно финансировать дорожный ремонт в Крыму. В этом году на региональные и местные дороги Москва выделит 13,6 млрд рублей. Решение о выделении дополнительных 5 млрд руб. в довесок к заложенным изначально 8,6 млрд руб. было принято кабмином несколько дней назад. Их направят в первую очередь на самые проблемные участки: 54-километровый отрезок трассы Керчь - Феодосия, дорогу Симферополь - Николаевка, а также на аварийные участки дороги Судак - Алушта и Судак - Новый Свет (там нужно не только менять полотно, но и проводить берегоукрепительные работы и защищать дорогу от оползней). В Москве надеются, что работы начнутся в самое ближайшее время.
В числе главных приоритетов значится окончание ремонта автодороги Симферополь - Керчь - порт "Крым", реконструкция дороги Симферополь - Красноперекопск - Армянск (граница с Украиной) и, конечно же, строительство новой федеральной трассы "Таврида" протяженностью около 300 км, которая свяжет Севастополь и Симферополь с мостом через Керченский пролив. По поводу этой дороги Москва и Симферополь не сходятся в финансовых оценках. В ФЦП на реализацию этого проекта до 2020 г. заложено 79 млрд руб., но этих денег явно не хватит. По словам Медведева, федеральный бюджет готов предоставить 100 млрд руб., и эта сумма "корректировке не подлежит". Глава Крыма Сергей Аксенов настаивает, что общая стоимость проектирования и строительства составит 139 млрд рублей.
Как правительство и региональная власть будут находить компромисс, неизвестно. Крымские чиновники просят почти на 40 млрд руб. больше, чем готов дать центр, - и это только на "Тавриду". По другим статьям, по мнению крымчан, также имеется недобор. "Каждый год необходимо вкладывать по нескольку десятков миллиардов рублей, а не четыре-пять миллиардов как сейчас, иначе мы еще очень долго будем ездить по разбитым дорогам", - отмечает министр транспорта республики Андрей Безсалов.
При этом у правительства республики и муниципальных администраций имеются серьезные проблемы с освоением тех средств, которые им предоставляют. Именно нерасторопность крымчан является причиной того, что за два года на полуострове отремонтировали всего 200 км дорог. По итогам 2015 г. республиканский бюджет вернул Москве часть выделенных средств, так как они остались без применения.
Руководители муниципалитетов, со своей стороны, жалуются на то, что в тендерах участвуют весьма сомнительные фирмы, которые не могут обеспечить должного качества дорожно-строительных работ, тогда как солидные компании с материка не спешат заходить на крымский рынок. Часть заключенных контрактов приходится расторгать из-за срыва сроков, иногда подрядчики, получив задаток в размере 30% от стоимости работ, исчезают в неизвестном направлении. Против них заводят уголовные дела, но это не помогает отремонтировать дороги в срок: улицы в крымских городах и поселках зачастую месяцами стоят со срезанным асфальтовым покрытием или заасфальтированные лишь наполовину.
В Министерстве транспорта РК говорят о том, что в целом дорожная ситуация на полуострове находится под контролем. Пик строительства дорог придется на 2017-2018 гг., до этого была лишь подготовка, заявил в июне Андрей Безсалов. Он надеется на то, что именно в этот период в республику придет львиная доля средств в рамках ФЦП. Однако гарантии, что чиновники вдруг научатся быстро и эффективно эти деньги осваивать, нет никакой.