Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка указал на огромный масштаб хищений в жилищно-коммунальном хозяйстве. На координационном совещании руководителей правоохранительных органов, посвященном вопросам борьбы с преступностью в этой сфере, генпрокурор сообщил, что количество посягательств на средства, выделенные на нужды ЖКХ из бюджетов, а также хищений денег, внесенных гражданами в качестве оплаты за потребленные услуги, неуклонно растет. В результате размер ущерба, нанесенного этой сфере, увеличился в прошлом году на 12% - до 6,5 млрд рублей.
Фото: Кирилл Кухмарь/ ТАСС
При этом прокуратура отмечает большие проблемы с возмещением материального вреда. В ходе расследования выявленных махинаций удалось за счет принятия обеспечительных мер, включая арест, изъятие имущества и денег, обеспечить возврат лишь 2,1 млрд рублей. Это меньше трети причиненного ущерба, подчеркнул Чайка.
Всего прокуроры выявили в системе ЖКХ в 2015 г. 334 тыс. нарушений, а за 5 месяцев текущего года - уже больше 177 тысяч. За неполные полтора года к ответственности было привлечено свыше 100 тыс. должностных и юридических лиц.
Чайка также указал на рост числа криминальных банкротств в ЖКХ. Он считает необходимым ввести в законодательство ряд дополнительных ограничений для работающих в этой сфере организаций, чтобы затруднить возможность хищений. Так, по его мнению, требуется запретить руководителям управляющих многоквартирными домами компаний (УК) расходовать средства, внесенные гражданами за коммунальные услуги, на иные цели. Кроме того, считает генпрокурор, наличие задолженности у организации перед поставщиками ресурсов должно становиться основанием для проверки ее финансово-хозяйственной деятельности контролирующими органами.
Обеспокоенность прокуроров вызывает и новая система капремонта многоквартирных домов. По словам заместителя генерального прокурора Виктора Гриня, в 2015 г. в региональные фонды на эти цели было собрано с жильцов свыше 98 млрд рублей. При этом руководители таких "копилок" зачастую не соблюдают порядок использования этих денег, отметил он.
Несмотря на 20 лет непрекращающихся реформ сфера ЖКЖ продолжает оставаться черной дырой, куда со свистом уходят бюджетные миллиарды и сопоставимые с ними платежи граждан.
Сопредседатель общественного движения "Жилищная солидарность" Дмитрий Катаев не считает ситуацию катастрофической. "Катастрофа - это все-таки что-то внезапное. А проблема хищений в ЖКХ существует давно и постепенно нарастает. Способов воровства масса", - пояснил он корреспонденту "Утра".
Увеличение количества выявленных преступлений не говорит о том, что воровать стали больше, полагает исполнительный директор Центра "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева. "Как говорится, если вы еще не сидите - это не ваша заслуга, а наша недоработка. Наверное, просто надзорные органы стали лучше работать", - заявила она.
По ее словам, непрозрачность этой сферы не позволяет точно оценить масштабы хищений. При этом создаваемая система капремонта, по мнению Разворотневой, является одним из самых менее уязвимых звеньев ЖКХ. "Впервые делается попытка создать более-менее прозрачные инструменты контроля за аккумулируемыми деньгами граждан. Во всяком случае, региональные операторы капремонта ведут учет поступивших от граждан средств отдельно по каждому дому и каждому плательщику. И, несмотря на определенные издержки, эта схема мне кажется более прозрачной чем то, что происходит в других сферах ЖКХ", - отметила она.
По словам директора Национального центра общественного контроля "ЖКХ Контроль", для предотвращения многомиллиардных хищений порядок надо наводить в системе учета поставляемых населению коммунальных ресурсов. "По закону, еще к 2012 г. в стране должны были установить счетчики везде, где имеется техническая возможность. Но до сих пор этого не сделано примерно в половине домов по отдельным видам ресурсов. Что и приводит к существенным расхождениям между объемом реально потребляемых благ цивилизации и тем, что отражают в платежках ресурсоснабжающие организации", - подчеркнула она.
Исключить воровство на уровне УК, по ее мнению, позволит введение прямых расчетов между потребителями и поставщиками коммунальных ресурсов. Соответствующий закон может быть принят Госдумой осенью. Кроме того, Разворотнева возлагает большие надежды на внедрение государственной информационной системы в ЖКХ, в которую будут заноситься все начисления поставщиков услуг и сведения о техническом состоянии дома. "Это, безусловно, увеличит прозрачность системы ЖКХ", - уверена она.
В случае с капремонтами воровство идет в основном в процессе выполнения работ - подменяются проекты, материалы, знает Катаев. "И с этим ничего не поделаешь, пока не будет налажено нормальное местное жилищное самоуправление", - заявил он.
Ужесточение контроля за ЖКХ со стороны правоохранителей, на его взгляд, приведет лишь к росту расходов. "Услуги ужесточающих надо будет оплачивать", - пояснил сопредседатель "Жилищной солидарности".
Главный контролер - это собственник. Именно ему Жилищным кодексом отдано много прав, особенно в вопросах взаимодействия с УК, подчеркнула Светлана Разворотнева. Например, председатель совета дома должен подписывать акты сдачи-приемки работ, и без его автографа проводившая их компания не получит деньги. А перед началом капремонта должно пройти собрание собственников, они обязаны проанализировать и утвердить смету, перечень работ, выбрать человека, который будет проверять их качество. "К сожалению, этими инструментами пользуются немногие. А ведь, как показывает практика, активная позиция собственников - это 80% успеха и гарантии, что махинаций на данном доме не будет", - отметила она.
Контроль за ЖКХ со стороны населения снижается по двум причинам, сообщил Катаев. Во-первых, растет общая пассивность граждан, в том числе и в этой сфере. А во-вторых, в ходе борьбы с липовыми товариществами собственников жилья и жилищно-строительными кооперативами было уничтожено много приличных ТСЖ, ЖСК. "Ну и кроме того, растет доля госсектора в управлении многоквартирными домами. Кроме немногочисленных ТСЖ, частных управляющих организаций почти не осталось. Частники - конечно, тоже не ангелы, но у людей была возможность выбрать другую компанию, а теперь альтернативы фактически нет", - резюмировал он.