Страны Азии и Латинской Америки заинтересованы в приобретении российских сверхмалых подводных лодок, созданных на основе проекта 865 "Пиранья". Об этом сообщил гендиректор Санкт-Петербургского конструкторского бюро "Малахит" Владимир Дорофеев.
Подводная лодка проекта 865 "Пиранья". Фото: КБ "Малахит"
"Пиранья" - она из самых секретных отечественных лодок. Проект был разработан в самом начале 90-х гг. прошлого века специально для действий на мелководье, в узостях, в приливных и прибрежных зонах, для входа в баз и порты - одним словом, там, где обычная лодка оказывается как слон в посудной лавке. "Пиранья" должна была обеспечивать скрытную доставку, высадку и эвакуацию диверсионных и штурмовых групп. Кроме этого, лодка при необходимости может атаковать торпедами или поставить минные заграждения.
Свою эффективность малые подводные лодки доказали еще во время Великой Отечественной войны на Балтике и в Баренцевом море в условиях очень плотных и обширных минных полей. "Малютки" неожиданно оказались грозным оружием. Благодаря своим небольшим размерам и низкой шумности они могли буквально просачиваться через минные поля, а затем, двигаясь по фьордам, подходить на рейды норвежских портов, которые немцы использовали в качестве опорных баз для своего флота и авиации. Даже противолодочные сети не могли быть надежным средством для борьбы с этими лодками. Эти субмарины имели достаточно слабое основное вооружение - всего две торпеды, но благодаря грамотным действиям экипажей они всегда находили цель.
После войны опыт малых лодок не был забыт, однако все увлеклись идеей, что будущее подводного флота - это большие, мощные корабли с атомной силовой установкой, несущие полтора, а то и два десятка межконтинентальных стратегических ракет. Скоро выяснилось, что и у таких мощных кораблей есть своя ахиллесова пята. Находясь в своих родных базах, стоя у стенки пирса, лодки практически беззащитны перед нападением подводных диверсантов. То, что такие атаки вполне возможны и эффективны, доказали действия итальянских боевых пловцов из секретного подразделения "10-я флотилия МАС", которые наводили ужас на базы английского флота в Средиземном море.
Таким образом, у двух главных противников в холодной войне - СССР и США - родилась идея создать средство, которое позволило бы скрытно и внезапно осуществлять атаки на военно-морские базы противника. Задача выглядела следующим образом: подводная лодка подходит к базе на расстояние нескольких миль, потом диверсионная группа, используя шлюзовые камеры, выходит из лодки, пересаживается на специальные средства передвижения под водой и направляется минировать корабли врага. Потом, если удается, диверсанты возвращаются на лодку, и она убирается восвояси.
Правда, столь четкий план портил один существенный нюанс: для доставки групп предполагалось использовать обычные атомные или дизель-электрические многоцелевые лодки, которые не всегда могли подойти к объекту атаки на необходимое расстояние из-за своих внушительных размеров. Поэтому в начале 1990-х гг. в СССР вернулись к концепции малых подводных лодок, предназначенных для тайных операций.
"Пиранья" получилась очень опасным оружием. Конструкционно лодка выполнена двухкорпусной из коррозионностойких и немагнитных материалов. Наружный или легкий корпус обтекаемой формы имеет внутри прочный цилиндр диаметром 3,7 метра. Движение лодки обеспечивает низкооборотный малошумный пятилопастной винт. Внутри переборкой разделены центральный пост и электромеханический отсек. Управление лодкой осуществляется всего тремя офицерами. Большинство операций полностью автоматизированы, так что управлять кораблем в подводном положении может всего один человек. Субмарина способна нырять на глубину 200 м, развивая скорость при движении под водой до 6-7 узлов. На "Пиранье" установлено современное оборудование связи и гидроакустического поиска. В качестве "пассажиров" лодка может перевозить диверсионную группу до 6 человек. Их выход наружу и возвращение осуществляются через специальную шлюзовую камеру, расположенную в носовой оконечности субмарины. В верхней надстройке размещаются контейнеры для транспортировки специальных средств передвижения под водой, а также оружие и взрывчатка.
Лодка долгое время считалась секретной, о ее существовании было известно только узкому кругу лиц. Одно из первых появлений на публике уникальной субмарины произошло в фильме "Особенности национальной рыбалки", когда герои именно на "Пиранье" плывут в Финляндию. К сожалению, безвременье 1990-х гг. тяжело отразилось на самых перспективных проектах - в то время было построено только две "Пираньи". Сегодня, судя по словам гендиректора Санкт-Петербургского конструкторского бюро машиностроения "Малахит" Владимира Дорофеева, разработки малых подводных лодок продолжаются. О конкретных характеристиках из-за повышенной секретности практически ничего не сообщается.
Очевидно, что малые субмарины выглядят привлекательно для покупателей из Африки и Латинской Америки не в последнюю очередь из-за их сравнительно низкой цены. Особенно ко двору малые субмарины придутся именно в Латинской Америке, где наркобароны все активнее используют кустарные конструкции подводных лодок для нелегального наркотрафика. Наилучшим средством борьбы с таким наркофлотом как раз и окажутся подводные "малютки" российского производства.