Российский зритель получил возможность увидеть скандальную работу режиссера Андрея Некрасова "Закон Магнитского. За кулисами". Полная версия дублированного на русский язык фильма выложена в свободный доступ на Youtube.
Уильям Браудер в кадре из фильма Андрея Некрасова "Закон Магнитского. За кулисами"
Про фильм Андрея Некрасова "Закон Магнитского. За кулисами" знают все, хотя и видели его до недавних пор единицы. Так же как историю про Сергея Магнитского – все знают, что он погиб в застенках СИЗО. Причем, как и почему это произошло, тоже многие знают. Точнее, уверены, что знают. Был уверен в этом и режиссер Андрей Некрасов, когда взялся снимать фильм. Заказчиками выступили франко-немецкий канал ZDF/ARTE, норвежский NRK, финский YLE, Норвежский институт кино (NFI), Финский кинофонд (FFF), Nordisk Film & TV Fond и ряд других известных организаций европейской киноиндустрии. Но идея принадлежала самому режиссеру. Так Андрей Некрасов сам рассказал в интервью COLTA.RU.
"Идея и режиссура — мои. Изначально была мысль снять фильм о герое Сергее Магнитском, который раскрыл преступление, обвинил полицию, налоговиков в коррупции, за что был арестован и умер в тюрьме. Эту единственную версию вслед за ее автором, Уильямом Браудером, повторяют на Западе. Я в нее тоже тогда свято верил и положил в основу первоначального сюжета. Первое интервью у Браудера взял в конце 2010 года. Тогда он мне сказал: "Я знаю тебя по фильму о Литвиненко, ты наш, потому что у нас с тобой полное политическое совпадение, я уважаю твои фильмы, твою смелость", - рассказывает Некрасов.
Планировалось, что картина будет игровой на документальной основе. Съемки шли на Украине. Режиссеру, ранее снявшему фильм "Уроки Русского" — о "российской агрессии" против Грузии и "Бунт. Дело Литвиненко" — про смерть офицера КГБ в Лондоне и возможную причастность к ней российских властей, было понятно, на какие зрительские кнопки жать. Пропитые менты, погрязшие во взятках и слепо исполняющие любой приказ начальства, насмерть забивают на допросе адвоката Сергея Магнитского. А он, герой, бросает следователям в лицо обвинения в хищении миллионов долларов, которые теперь не получат старушки-пенсионерки.
Вот на этой эмоциональной сцене и запнулся впервые режиссер Некрасов. Потому что были у него в руках документы про это якобы разоблачение воров-полицейских. Прочитал их Некрасов – нет там никаких обвинений. Наоборот, правоохранительные органы, еще задолго до задержания Магнитского, возбудили уголовное дело на основании заявления номинального директора ряда фирм фонда Hermitage - пенсионерка, услугами которой пользовались структуры Браудера, в какой-то момент испугалась и "сдала" схему властям.
"Я узнал, - рассказывает Некрасов, - что фонд Hermitage Capital много лет подозревался в недоплате налогов, что его поймали на этом, долго вели расследование. Пока Браудер осужден только по одному эпизоду за 2001 год, - рассказывает Некрасов. - Всерьез за Браудера взялись в 2004 году, до того он успешно вел свои дела в России, позиционировал себя как друга Владимира Путина, агитировал западных бизнесменов вкладываться в свой фонд. В 2005 году Браудеру запретили въезд в Россию, что не позволило расследовать его финансовые махинации в полной мере".
А ведь историю Магнитского мир знает как раз со слов главы фонда Hermitage Capital Билли Браудера. Нет ли там еще расхождений, задался вопросом Некрасов. Так началось его режиссерское расследование гибели Сергея Магнитского, того, что к ней привело и что из этого вышло.
И оказалось, что в переводе на английский язык отчета судмедэкспертов о смерти Магнитского отсутствует целый раздел о той медицинской помощи, которая была оказана Магнитскому в СИЗО. Нашлись и другие неточности, и пропуски при переводе официальных документов с русского на английский язык. Переводы эти на суд западной общественности предоставлял Браудер.
Так, деталь за деталью, развалился первоначальный сценарий Некрасова. Уильям Браудер, сначала горячо поддержавший замысел режиссера и охотно дававший интервью на камеру, в какой-то момент понял, что фильм уже не про героически погибшего разоблачителя-Магнитского, а про то, как бизнесмен Браудер, используя репутацию в западных деловых кругах, деньги и связи, представил трагическую смерть в выгодном для себя свете. Как сделал жертвой не только Магнитского, но и себя. Как, опираясь на голословные эмоциональные утверждения, смог внести изменения в западное законодательство и утвердить "список Магнитского".
И как только Браудер это понял, так из соратника Некрасова превратился в преследователя. Адвокаты главы фонда Hermitage Capital потребовали от режиссера уничтожить отснятые интервью с самим Браудером, с матерью и женой Магнитского. Фильм Некрасова объявили клеветническим и прокремлевским. Евродепутаты получили предупреждения о возможных судебных исках в случае показа фильма широкому зрителю. В результате премьера в Европарламенте, намеченная на 27 апреля, была отменена. Отказался показывать фильм и телеканал ARTE.
Но зарубежная премьера картины все-таки состоялась. В Осло ее показали в переполненном зале, в присутствии прессы. Прошел и закрытый показ в Вашингтоне.
"В Америке был закрытый показ, на него не могли прийти все, кто хотел, - рассказал Некрасов. - Такие закрытые просмотры можно делать невзирая на запреты, хотя Браудер пытался запретить показ и в Вашингтоне. Показ состоялся в Newzeum — это центр свободы слова, при входе на камне выбиты слова Первой поправки к Конституции США. Там, конечно, тоже сначала сомневались, но показ был закрытый, и Браудер не мог до них добраться. На том показе присутствовали Илья Яшин, Карина Орлова, всякие тролли, которые кричали: "Позор! Пропаганда! Некрасов — пропагандист Кремля, Некрасова — в список Магнитского!"
В России фильм показали на Московском кинофестивале. Теперь же его может увидеть каждый желающий. Там масса документов, интервью. Информации вполне достаточно, чтобы сделать собственные выводы об этой истории.
Андрей Некрасов тем временем приступил к работе над следующим фильмом. "История Магнитского в версии Браудера — полный фейк, она для меня абсолютно понятна, пересматривать ее в части мифа о Магнитском-разоблачителе я не буду. Единственное, что мне непонятно, — куда все-таки утекла эта четверть миллиарда долларов? Потому что она не ушла туда, куда указывает Браудер. Смерть Магнитского была выгодна лишь Браудеру, но этот очевидный, с моей точки зрения, факт не может быть основанием для обвинений его в убийстве. Вопросы остались, и я буду задавать их в фильме, который сейчас снимаю", рассказал режиссер.