Токио настойчиво предлагает Москве реанимировать проект Азиатского энергетического кольца, подразумевающего объединение в единую энергосистему четырех стран - России, Китая, Южной Кореи и Японии. Уже достигнуты предварительные договоренности, ведутся расчеты.
Фото: Владимир Жабриков/ ТАСС
Проект, который придаст ускорение развитию Дальнего Востока, будет обсуждаться на уровне технико-экономического обоснования на втором Восточном экономическом форуме (ВЭФ), который пройдет 2-3 сентября во Владивостоке, сообщил глава Минвостокразвития Александр Галушка.
Идея интеграции энергетических систем возникла еще в 1998 году. Тогда проект получил броское название "Азиатское суперкольцо".
Как рассказал корреспонденту "Утра" гендиректор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев, подобное объединение энергосистем позволит странам региона обмениваться свободными потоками электроэнергии. Так, в систему могут поставляться излишки с гидроэлектростанций Дальнего Востока и Сибири или с японских АЭС. "Их выгодней пропускать через общее кольцо. А если к системе подключится еще и Китай, это будет совершенно нормальная схема с точки зрения эффективности. В разных режимах, в разных нагрузках, в разных графиках всегда уместно оперировать большими ресурсами. А в объединенной энергосистеме их всегда больше", - пояснил он.
По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, после аварии на "Фукусиме" Япония испытывает дефицит электроэнергии. И с удовольствием будет покупать ее. Чтобы нарастить мощности на Сахалине, планируется построить сеть теплоэлектростанций (ТЭС), работающих на местных энергоуглях и газе. Это позволит продавать электричество и в Южную Корею. "Создание общего рынка электроэнергии выгодно всем, а Россия может стать на нем ключевым игроком", - подчеркнул Пикин.
Подобное энергокольцо существовало раньше между странами Балтии, Калининградом и Белоруссией. Однако из-за отхода Прибалтийских стран под влияние Евросоюза, где существует собственный замкнутый энергетический контур, оно фактически прекратило работу, напомнил директора Фонда энергетического развития.
Главными плюсами объединения энергосистем эксперты называют их безопасность и эффективность. Правда, просчитать этот "профит" в деньгах проблематично, отметил Бушуев. "Эффект достигается от надежности, но, к сожалению, никто в мире пока не умеет определить его в денежном эквиваленте", - добавил он.
При этом, по словам гендиректора Института энергетической стратегии, создание "суперкольца" требует серьезных инвестиций. Так, прокладка кабеля в Японию через акваторию Японского моря в 2000 г. оценивалась почти в $10 миллиардов. Но сейчас Токио готов взять эти расходы на себя. "Было бы желание и политическая воля - построить такой энергомост, а затем и энергокольцо вполне реально. Тем более, что иметь его важно и с геополитической точки зрения", - уверен Бушуев.
Благодаря этому проекту Россия получит новые рынки сбыта, отметил Пикин. Тем более что, в отличие от Китая, где имеется собственная дешевая генерация, Япония не будет требовать больших скидок при покупке нашей электроэнергии.
С Дальнего Востока уже поставляется электроэнергия в Китай. Но это совсем небольшие приграничные поставки. Дело в том, рассказал начальник аналитического отдела Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, что Поднебесная покупает ее по тарифам дешевле внутрироссийских. "Но тут другого варианта попросту нет - либо никуда, либо в Китай", - подчеркнул он.
Аналитик "Алор Брокер" Кирилл Яковенко скептически оценивает перспективы реализации единого "Азиатского суперкольца", несмотря на все разговоры и позитивные сдвиги в этом вопросе. Он полагает, что проект реализован не будет, поскольку Китай в плане электроэнергетики самодостаточен и ему суперкольцо по большому счету ни к чему. Собственная генерация в Поднебесной стремительно растет, при этом уже существующая инфраструктура, необходимая для импорта электроэнергии, загружена лишь на 30%, а ранее и вовсе почти два года простаивала без дела в отсутствие контрактов.
Однако, на взгляд Яковенко, это не помешает развитию двухсторонних отношений в области энергетики между Россией и Японией.