На острове Матуа, который входит в Большую Курильскую гряду, специальная экспедиция Минобороны РФ обнаружила "эхо прошедшей войны" - следы японской военной базы, которая была построена под землей. Поскольку Матуа - место удаленное и слабо обжитое, то долгое время оставленные японцами объекты были плохо исследованы. Сейчас работу военных по изучению этих мест координирует заместитель командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирал Андрей Рябухин. Не исключено, что специалисты Минобороны изучают возможность создания собственной базы с использованием некоторой части сохранившейся японской инфраструктуры. Известно, что в создании баз на гористых островах японцы достигли больших успехов. Так, на Окинаве, Иводзиме и ряде тихоокеанских архипелагов были подготовлены сложные сооружения, оборудованные в недрах гор, - американцам было очень непросто выкурить оттуда самураев.
Фото: Сергей Фадеичев/ ТАСС
Кроме остатков японских военных объектов на Курильских островах, на территории России есть еще немало мест, где можно встретить фрагменты военных баз бывших противников. Очень интересным в этом отношении является север Европейской части России, Сибирь и, по некоторым данным, Поволжье. Во время войны в глубоком советском тылу немцы пытались создавать секретные аэродромы, которые могли использоваться для разведывательных полетов, переброски диверсантов или нанесения бомбовых ударов. Впервые использовать подобную тактику абвер и прочие германские спецслужбы начали на севере, что было вызвано необходимостью парализовать или серьезно нарушить сухопутные пути доставки грузов северных конвоев в центр России. Так, многочисленные озера в Карелии и Архангельской области использовались для доставки диверсионных групп с помощью гидросамолетов. Тайные аэродромы также были обнаружены у села Мегра, расположенного на побережье Белого моря на 76 км северо-восточнее городка Верхняя Золотица, и у села Погорелец на берегу Мезенского залива, а также в Лешуконском районе на реке Мезень на 250 км восточнее Архангельска. На территории Финляндии были организованы специальные диверсионные школы, в которых готовились диверсанты, многие из которых набирались из эстонских коллаборационистов. Факты заброски таких групп на территорию СССР имели место, однако их деятельность не повлияла серьезным образом на транспортировку продукции ленд-лиза в центр страны.
На севере усилия немцев были более масштабными. Пользуясь тем, что такие острова, как Новая Земля, Медвежий, архипелаг Шпицберген, были не населены, как и районы устья рек Лены и Енисея, гитлеровцы развернули там сеть секретных метеостанций и баз для подводных лодок. Арктику не зря называют "кухней погоды". Данные о движении воздушных масс над Северным Ледовитым океаном очень важны для прогнозов на всей территории Европы. Для немцев такая информация приобрела критическую важность после начала северных конвоев, поскольку действия подводных лодок и авиации теснейшим образом были увязаны с прогнозом погоды, штормы мешали эффективным действиям субмарин и бомбардировщиков. Долгое время об этих объектах на территории СССР не знали, и только в 60-70 гг. прошлого века, когда началось масштабное освоение заполярных территорий, геологические партии стали натыкаться на бочки с символикой вермахта и прочее немецкое оборудование.
Поступали отрывочные сведения о создании баз подводных лодок даже в районах дельт великих северных рек. Возможно, в высоких кабинетах Третьего рейха рождались планы захвата или диверсий в Новосибирске или Иркутске, однако сбыться им было не суждено. Несмотря на то что в некоторых местах были построены пирсы и склады с сотнями бочек с соляркой и смазочными материалами, а личный состав нес службу вахтовым методом и сменялся с помощью все тех же подводных лодок, какого-либо заметного вклада в события на фронтах секретные арктические базы не внесли. Правда, спрятаны они были достаточно хорошо. Так, часть таких объектов были открыты только в 80-90 годы прошлого века на земле Александры в бухте Нагурского, на острове Медвежий. Не до конца ясно, для какой цели понадобились немцам такие удаленные базы, поскольку Северный Морской путь в годы войны не был таким оживленным, а центр арктического судоходства переместился к Мурманску и Архангельску.
Скорее всего, мы никогда не узнаем всей правды о степени проникновения немцев на советский север, но этот факт лишний раз доказывает стратегическую важность региона Арктики для обеспечения национальной безопасности России.