Специальная техника, предназначенная для нужд арктической группировки войск, проходит испытания - это незамерзающие цистерны для воды, которые способны выдерживать температуры до -65°C.
По данным производителя, конструкция автоцистерны обеспечивает заполнение секций водой с помощью бортовой насосной станции, размещенной в утепленном обогреваемом отсеке. Для полного наполнения цистерны вместимостью 5,6 т изделию требуется всего 20 минут. Машину предполагается использовать как для хранения воды, так и для ее производства, благо материала в Арктике для этого предостаточно.
Автомобиль АЦПТ-5,6. Фото: завод "Спецтехмаш"
Пресная вода нужна не только для приготовления пищи и гигиенических процедур, но и для техники, причем в большом количестве. Поскольку транспортировка на большие расстояния и в сложных климатических условиях будет нелегкой, проще добывать воду на месте.
Как показала практика, обычные армейские тягачи и грузовики далеко не всегда подходят для суровых условий Арктики, несмотря на тот факт, что все отечественные изделия проектируются с учетом работы при температурах от +50°C до -50°C. Кроме холода, технике приходится бороться с очень непростым рельефом, изобилующим россыпями валунов, промоинами и болотистыми участками. Поэтому, кроме термостойкой цистерны, была создана целая линейка специальной техники. Помимо низких температур, одной из главных проблем Крайнего Севера является практически полное отсутствие более-менее развитой сети автомобильных дорог.
Линейка вездеходов ТМ-140 спроектирована именно для Крайнего Севера и тундры. Для машины сделаны специальные широкие гусеницы, благодаря которым вездеход весом до 20 т проваливается в мягкий снег и рыхлый грунт всего на 4 сантиметра. Конструкция сделана на основе использования резиновых и стальных элементов, что значительно уменьшает износ и увеличивает срок службы. Гусеницы в условиях бездорожья - самый эффективный вид движителя, который обеспечивает высокую проходимость практически по любым грунтам. На случай преодоления водных преград ТМ-140 умеет плавать.
Близки по своей конструкции к вездеходу и двухзвенные тягачи ДТ-10 и ДТ-30. С виду машины напоминают некое подобие гусеницы - ведущий модуль и грузовой соединены посредством гидравлической тяги, что позволяет буквально огибать все неровности местности. Получился этакий Тянитолкай - если застрянет одна половина туловища, ее сможет вытащить другая половина.
Кроме высокой проходимости, машины такого класса обычно представляют собой настоящий дом на колесах. Они оборудованы так, что позволяют экипажу и пассажирам или десанту некоторое время существовать автономно, если, например, случится снежный буран. Теплоизолированные кузова оборудованы подогревом, местами хранения запаса продуктов, спальными местами. Среди оборудования - различные средства связи, дублированные между собой, чтобы в случае выхода одного из строя машина не потеряла бы контакт с внешним миром.
Обитаемости специального транспорта, который будет действовать в условиях Арктики, уделяется особое внимание. Поскольку таким машинам при особых условиях придется быть временными жилищами, то и комфорт должен быть соответствующим, чтобы компенсировать личному составу тяжелые условия труда и службы.
Служить в Арктике придется не только гусеничным машинам. Современные тяжелые и легкие вездеход "Тигр" и "Медведь" тоже будут адаптированы к условиям Крайнего Севера за счет увеличения ширины шин. Такое небольшое дополнение открывает для данной техники новые возможности при передвижении по суше и воде. Широкие шины будут вести себя в водоеме подобно жуку-водомерке или поплавкам. При этом механизм управления машины остается неизменным, подготовка для вхождения в воду - минимальная, поскольку сам корпус машины в нее практически не погружается.
Для передвижения в сложных условиях не раз предлагались необычные конструкции движителей, например спиралеходы, у которых вместо колес установлены два винта, напоминающих вал мясорубки. Такое необычное транспортное средство чувствует себя в своей стихии среди буреломов, болот, льда и валунов. Подобные образцы не раз проходили испытания, но в связи с очень ограниченной областью применения широкого распространения не получили. Усиление военной группировки в северных областях найдет работу для самых экзотических конструкций, которые лучшим образом могут себя проявить именно в тяжелых и непростых условиях тундры.