Запрет на импорт продовольствия из ЕС и ряда других стран, а также снижение курса рубля послужили мощным стимулом для развития российского аграрного сектора. Страна начала зарабатывать на экспорте сельхозпродукции больше, чем на продаже оружия.
Фото: Nikolay Gyngazov/ Global Look
Российскому АПК оказалось на руку противостояние с Западом. В отрасли наблюдается настоящий бум, отмечает немецкий журнал Der Spiegel.
Издание напоминает, что после распада Советского Союза страна потеряла около 35 млн га пахотных земель, что почти соответствует площади Германии. Инвесторы обходили стороной аграрный сектор, предпочитая вкладывать деньги в сырьевую отрасль.
Однако с 2014 г. наступил перелом. Доля сельского хозяйства в российской экономике выросла, несмотря на противоположный тренд в большинстве других стран мира.
Одной из причин этого можно считать запрет на поставки продовольствия из Европы. Однако наибольшие успехи отмечаются в тех отраслях российского АПК, которые уже давно вышли на мировые рынки. И в которые охотно вкладывают средства крупные инвесторы.
Так, урожаи зерновых растут еще с 2010 г., а в прошлом году Россия собрала больше пшеницы, чем США. В этом году также ожидается рекордный урожай зерна - не меньше 110 млн т, согласно прогнозам Минсельхоза РФ.
Существенная девальвация рубля делает российские сельхозтовары более конкурентоспособными - пшеница торгуется на мировом рынке в долларах, а расходы предприятия АПК несут в рублях. Это способствует высокому спросу на зерновые, а также на домашнюю птицу.
Вместе с тем остаются в отечественном сельском хозяйстве и слабые места. Так, производство овощей в России, несмотря на отсутствие европейской конкуренции, выросло пока незначительно: с 14,7 млн т в 2013 г. до 16,1 млн т в 2015-м. Проблемой остается и рынок сырого молока, производство которого в стране сокращается уже много лет.
По оценкам экспертов, российским молочникам потребуется не меньше 8-10 лет, чтобы выйти на мировой рынок. При этом желательно, чтобы правительство не отменяло эмбарго, иначе отрасль окажется под давлением иностранных конкурентов, например, из Финляндии.