Российские информагентства со ссылкой на источник в Военно-воздушных силах сообщили, что рассматриваются разработки нового штурмовика на базе ударного самолета Су-34. Конкретных данных о требованиях, предъявляемых к штурмовому варианту, нет, однако даже сами разговоры об этом весьма примечательны - они демонстрируют новые тенденции в концепции боевого применения авиации и роли отдельных типов машин.
Истребитель-бомбардировщик Су-34. Фото: Минобороны РФ
Сегодня общей тенденцией в военном авиастроении становится создание универсальных платформ, которые могут работать по воздушному и наземному противнику. Поэтому сама концепция штурмовика выглядит на первый взгляд несколько архаично. Однако современные модели таких самолетов (Су-25 и А-10А) пока не спешат снимать с вооружения.
Штурмовик - это специальный тип боевого летательного аппарата, который предназначен для непосредственной поддержки наземных войск, действующих в близком контакте с врагом. После наступления эпохи реактивной авиации казалось, что с этой задачей может справиться и истребитель, снабженный неуправляемыми ракетами (НУРС). Однако практика показала, что попасть в цель с пологого пикирования (именно такую тактику применяют штурмовики) - та еще задачка. Все дело в высокой скорости истребителя, на прицеливание и корректировку огня у пилота не больше двух-трех секунд, иначе произойдет опасное сближение с землей. Говорить о точности не приходится, тем более что в такой ситуации значительно повышается шанс накрыть и свои войска. Опыт вьетнамской войны это многократно доказал. Поэтому в 1970-е годы по обе стороны океана началась разработка специализированного самолета для ударов по наземным целям. В итоге получились Су-25 и А-10. Оба самолета сопоставимы по своим характеристикам - дозвуковая скорость, большое число точек подкрыльевой подвески оружия, возможность применять как управляемое, так и неуправляемое вооружение, автоматические пушки для штурмовки целей, бронированная кабина пилота, разнесенные реактивные двигатели. Совокупность этих свойств позволяет штурмовикам с гораздо большей эффективностью работать по земле по сравнению с истребителями.
Опыт применения Су-25 в Афганистане оказался очень успешным. Машина проявила себя как надежная и, что не менее важно, очень живучая при обстреле. Нередки были случаи, когда штурмовик возвращался на базу даже на одном исправном двигателе. Американский коллега проявлял примерно такие же свойства во время своего дебюта в Ираке.
Главными целями штурмовиков во всех случаях становилась живая сила противника, против которой применялись неуправляемые ракеты. Боевую технику приходилось атаковать значительно реже, причем в большинстве случаев это были легкие колесные машины либо, с чем столкнулись американцы в Ираке, комплексы тактических ракет. Против этих целей применялись самонаводящиеся ракеты. Собственно, изначально штурмовики разрабатывались как раз для борьбы с бронетехникой.
В экспертном сообществе не раз возникали дискуссии о необходимости штурмовиков как отдельного класса самолетов, если все боевые машины могут сегодня применять управляемое оружие, а для поддержки войск есть еще и вертолеты. При всех своих достоинствах винтокрылые машины имеют и недостатки, главными среди которых является относительно низкая скорость полета, крупные габариты и уязвимый несущий винт. Главный враг вертолетов - крупнокалиберные пулеметы и переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК). Поскольку эти летательные аппараты действуют на низких высотах, риск поражения возрастает. Штурмовик частично лишен этих недостатков - высокая скорость позволяет ему быстро выходить из зоны обстрела, активно маневрируя. При этом штурмовик не может действовать по целям с больших высот, т.е. за пределами зоны действия легких ПЗРК и огнестрельного оружия. Однако необходимо учитывать, что штурмовики в основном применяются в условиях низкой насыщенности средствами противовоздушной обороны противника.
Идея нового штурмовика на базе истребителя-бомбардировщика Су-34 имеет предшественника - ранее уже рассматривались варианты альтернативного штурмовика, самый яркий из которых - Ил-102. Боевой ударный реактивный самолет, черты которого весьма напоминают легендарного предшественника военных лет - Ил-2. Правда, это сходство только частичное и только внешнее. Опытные экземпляры были воплощены в металле. В целом получилась достаточно интересная машина, главной изюминкой которой стал экипаж из двух человек в передней (пилот) и задней (штурман-оператор вооружения) кабинах. Однако этот самолет так и не пошел в серию, возможно, как раз из-за слишком оригинальной компоновки.
Су-34, конечно, слишком габаритный для штурмовика, при этом у него есть и преимущество - большая полезная нагрузка при наличии и пушечного вооружения. Не вполне понятен и вопрос стоимости нового штурмовика - Су-25 значительно дешевле и проще в производстве, а самолетов такого типа для удовлетворения потребностей боевой авиации требуется достаточно много. Возможно, через некоторое время военные все-таки откажутся от концепции чистого штурмовика в пользу более универсального самолета, а функции непосредственной поддержки войск на поле боя будут распределены между беспилотными летательными аппаратами разных типов и уровней подчинения и вертолетами, усиленными новейшими системами защиты от управляемого оружия.