Киберспорт прижился в армии

Читать в полной версии →
Опытные бойцы говорят о неадекватности новичков в бою после симуляторов. Новобранцы, обученные на компьютерных тренажерах, на поле боя действуют так, словно продолжают существовать в виртуальной реальности  

Счетная палата США - GAO - опубликовала на своем сайте отчет об использовании тренажеров-симуляторов в армии для подготовки солдат. Согласно проведенному анализу, Минобороны США не проводит оценку эффективности обучения на симуляторах. Прежде всего это касается адаптированных для армии игровых "стрелялок".

Фото: Igromania.ru

Специально для солдат в 2002 г. была создан игровой симулятор America’s Army, в котором солдаты погружались в боевые операции и отрабатывали тактические задачи, выявляли ошибки, улучшали взаимодействие во время боя. Так называемые "зомби-студии", по мнению руководства, должны исключить непредвиденные ситуации и подготовить солдат ко всем вариантам развития событий на реальном поле боя. По сути, симулятор должен показать все нестандартные ситуации и выработать у военных алгоритмы их решения, снизив риски до минимума.

Для этих целей Пентагон разработал за последние годы десятки приложений и вариаций ведения боев, в том числе с применением различной боевой техники от вертолетов до бронемашин. С 2002 по 2014 г. по программе "Опыт виртуальной армии" (The Virtual Army Experience - VAE) Пентагон потратил более $500 млн на внедрение различных учебно-игровых приложений. Но Счетная палата пришла к выводу, что симуляторы слабо интегрированы в реальные боевые задачи. Также она порекомендовала военным учебным заведениям вести детальный анализ результатов обучения солдат, что позволит оценить эффективность потраченных средств.

Помимо государственного симулятора America’s Army, военные колледжи и центры используют и коммерческие игры, слегка адаптировав программы под свои задачи. Например, колледж ВМФ США (Naval War College) обучает курсантов тактическому управлению флотом. Центр подготовки танкистов The Armor Fort Knox использует для офицеров военную версию коммерческого симулятора Janus. Танкисты приспособили игру Battlezone под свои задачи. В симулятор ввели тактико-технические спецификации бронемашины Bradley, что позволило отрабатывать нанесение ударов и взаимодействие экипажей в ходе боя. По заказу Минобороны компания Ubi Soft Entertainment адаптирует для тренировок в городских условиях игру "Красный шторм", созданную по роману Тома Клэнси о битве между США и СССР. Этот сценарий считался самым реалистичным и анализировался в некоторых военных учебных заведениях США. Другая наработка компании Novalogic, автора игры Delta Force, используется для создания боевой системы управления и связи для каждого американского солдата Land Warrior. Колледж для высшего командования The Army Command and General Staff College тренирует будущих генералов при помощи стратегической игры Decisive Action. Курсанты учатся проводить военные операции в масштабе корпусов и бригад. Авиационный симулятор Microsoft Flight Simulator активно используется для обучения в 65 военных школах по подготовке летчиков палубной авиации ВМФ США. В целом разнообразные компьютерные симуляторы широко применяются в ВС США для обучения стрелков, водителей, летчиков, танкистов, механиков, моряков.

Стоит отметить, что в коммерческих играх уже прописаны многие реальные сценарии прошлых операций. Большинство сценариев сложны, многовариативны и приближены к реалиям. Но обучение боевому столкновению пехотинцев с противником и тактика ближнего боя в городской среде вызывает вопросы у военных специалистов. Настороженность аудиторов к массовому использованию симуляторов может быть связана и с негативными оценками "зомби-студий" ветеранами войн в Ираке и Афганистане.

Опытные бойцы говорят о неадекватности новичков в бою после симуляторов. Они увлекаются ведением огня на дальних дистанциях, легко лезут на пули, не чувствуя опасности. Но, попав под мощный огневой обстрел в помещениях на дистанциях 4-6 м, впадают в ступор. Как пояснил "Утру" офицер бригады специального назначения Главного разведывательного управления Минобороны РФ, специфика симулятора заключается в формировании у бойца альтернативной боевой атмосферы, в которой организм и психика работают иначе.

"В симуляторе вы испытываете напряжение во время боя, у вас тоже происходит выброс адреналина и адаптация организма к опасности. Но уровень адреналина несопоставим с реальным боем. Поэтому при попадании необстрелянного бойца в боевую ситуацию, когда выше уровень шума, а пули крошат рядом с тобой стены, посыпая осколками, у человека происходит мощный выброс адреналина, блокирующий психику. В связи с этим симуляторы необходимо использовать как элемент тактического взаимодействия, но не подменять ими боевые ситуации с ведением огня", - сказал он.

Одним из ярких примеров влияния симуляторов стал бой в 2010 г., который прошел в здании между командой страйкболистов и московским милицейским спецназом (ОМОНом). В этом симулятивном сражении победили страйкболисты. Анализ боя показал, что гражданские страйкболисты выиграли за счет того, что чаще рисковали при огневом контакте, а спецназовцы действовали более осмотрительно.

Однако при всех недостатках все военные сходятся во мнении, что тренажеры и симуляторы нужны армии. Вопрос в качестве их применения и эффективности, как верно подметила Счетная палата США. Большим плюсом симуляторов является возможность удаленной тренировки. Программа позволяет одновременно тренировать офицеров и солдат из разных частей на удалении. Это важно, если планируется совместная операция разных частей и родов войск. Заранее проработанное взаимодействие позволит сэкономить время в командировке, а также снизит потери.

Проходящий Международный военно-технический форум "Армия-2016" показал потенциал российских тренажеров, которые несколько лет применяются в армии. Но, в отличие от западных вариантов, армия России использует в основном тренажеры-симуляторы управления техникой. На форуме все желающие смогут попробовать тренажеры Су-35, МиГ-29, Як-130, боевого вертолета Ка-52, бронетехнику. В целом было представлено более 25 тренажеров.

Российские разработки симуляторов успешно рассчитывают параметры железобетонных стен, точность огня противника, погодные условия. В РФ пока нет столь активного развития военно-учебных симуляторов, в силу отставания в разработке технологий. Но работа по созданию тренажеров для управления техникой ведется как научными институтами, так и частными компаниями. Одним из крупнейших разработчиков и поставщиков тренажеров для армии является частная компания "Транзас", поставляющая для Минобороны морские, и авиационные тренажеры. Один из самых успешных бронетанковых симуляторов - "Комбат" позволяет отрабатывать ведение боя из машин всем бойцам, от наводчика до десанта с автоматами. Несколько лет назад компания начала разработку коммерческой игры, которая позволит разрабатывать и военные симуляторы.

Денис КУНГУРОВ |
Выбор читателей