Спецслужбы США расширяют разведывательные операции против России до крупнейших со времен холодной войны масштабов. Об этом в среду, 14 сентября, сообщила газета The Washington Post.
Президент США Барак Обама и слева за ним директор Национальной разведки США Джеймс Клеппер. Фото с сайта Администрации директора Национальной разведки США
"Мобилизация коснулась тайных агентов ЦРУ, средств киберразведки Агентства национальной безопасности (АНБ), спутниковых систем и других ресурсов, рассказали источники в американской администрации. Идет перераспределение ресурсов в разведслужбах, которых ранее сняли со слежки за Россией, чтобы сосредоточиться на угрозе терроризма и зонах, где США участвуют в вооруженных конфликтах", — отмечает издание.
Как утверждают источники The Washington Post, хотя терроризм все еще остается главной заботой спецслужб США, Россия впервые после распада Советского Союза оказалась в числе приоритетных для них направлений работы. Приоритет РФ был повышен согласно распоряжению Белого дома и Администрации директора по национальной разведке (ODNI).
Суммы, которые тратят разведслужбы США на работу в направлении России, возросли за последние два года примерно до 10% их общего бюджета
Как сообщает газета, суммы, которые тратят разведслужбы США на работу в направлении России, возросли за последние два года примерно до 10% их общего бюджета. Для сравнения: в пик холодной войны этот показатель приближался к 40%. Расходы в абсолютных цифрах впечатляют: известно, что в 2014 году на деятельность разведки США из бюджета было ассигновано $ 67,9 млрд.
Причем, по мнению ряда американских аналитиков, этого финансирования недостаточно, поскольку спецслужбы США "так и не научились предсказывать шаги Москвы".
Публикацию в The Washington Post уже прокомментировал официальный представитель аппарата директора Национальной разведки США Тимоти Барретт. По его словам, "разведывательное сообщество США распределяет ресурсы, направленные против России, пропорционально этой меняющейся угрозе".
"Американское разведсообщество продолжает концентрировать внимание на России и сохранять направленные на нее глубокие профессиональные знания и практические навыки. Это позволяет американским спецслужбам понимать эволюционирующее мировоззрение руководства России", — сказал Барретт.
При этом остался открытым вопрос, намерены ли власти США и далее игнорировать заявления Москвы о недопустимости расширения американской разведкой попыток вербовки граждан России, в том числе должностных лиц.
"США пересматривают статус России, и теперь расценивают нас не как геополитического соперника, а как открытого врага"
Что стоит за активизацией разведслужб США, какие риски это создает для России?
"США пересматривают статус России, и теперь расценивают нас не как геополитического соперника, а как открытого врага, — считает заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков. — Именно поэтому Вашингтон повышает военные расходы, причем применительно к тем театрам военных действий, где может быть столкновение с Россией".
То же касается всевозможных разведывательных операций. При этом, замечает аналитик, надо понимать: финансирование значительной части таких операций, прежде всего, в информационной сфере, идет не по каналам разведывательных ведомств, и напрямую не связано с финансированием американского разведсообщества.
Поэтому, когда The Washington Post говорит о том, что разведслужбы США тратят на работу в направлении России до 10% их общего бюджета, это не совсем так. В целом, суммы расходов на подготовку войны с Россией гораздо больше.
Речь, подчеркну, уже не идет только о сдерживании России - США заглядывают намного дальше. По сути, они готовятся к прямому вооруженному столкновению, хотя конфликт с Москвой - не самоцель Вашингтона.
Расчет прост: если, как в годы холодной войны, политика сдерживания и давления на Россию принесет плоды без вооруженного вмешательства - это будет победой Америки.
Именно такой сценарий американцев больше всего устраивает, поскольку пока Штаты не готовы к серьезному вооруженному конфликту с Москвой. Для этого у Вашингтона нет необходимых мобилизационных ресурсов, и он не может в короткий промежуток времени эти ресурсы восстановить.
Зато в сфере тайных и подрывных операций ресурсы не просто сохранились. У США на российской территории имеется неплохой задел в виде сети "спящих" агентов, которых принято использовать как раз в предвоенный период для решения политических и военных задач. Кроме того, в последние годы США сильно продвинулись в методах ведения информационных и психологических подрывных операций, для чего широко используются международные структуры. Именно в этом сегодня заключается сила американского разведсообщества.
Все эти ресурсы используются в одной связке, в том числе, наработки по "цветным" революциям — по действиям, которые направлены на внутреннюю дестабилизацию и создание хаоса. Здесь у американцев много сценариев и много возможностей.
"Думаю, эта активизация (американских разведслужб – ред.) сигнализирует о том, что пройдена очередная точка невозврата. Это значит, что восстановление отношений с Америкой в нормальном формате, видимость которого сохранялась еще пять лет назад, уже не состоится. Скорее, между Москвой и Вашингтоном назревает жесткий размен, но в каком виде он будет, пока сказать невозможно", - прогнозирует Ермаков.
Ясно, по его словам, одно: внутри США идет серьезная борьба за тот курс, который будет выражать новый президент в отношении России. И, кстати, впервые за многие годы именно Россия стала определяющим моментом возможного выбора нового американского лидера во внешнеполитическом поле.
В этой ситуации, считает аналитик, нам, прежде всего, нужно осознать простую вещь - у части российских политиков, причем не обязательно либералов, до сих пор сохраняется иллюзия, что мы что-то сделали неправильно, и, если теперь пойдем на компромисс с США, все успокоится и вернется на круги своя.
У Москвы и Вашингтона налицо значительный разрыв в позициях, из-за чего стороны выдвигают друг другу целые перечни обвинений. А главное - Запад уже перешел к серьезным действиям против России по всем направлениям, и набрал серьезную инерцию.
На деле, это невозможно. У Москвы и Вашингтона налицо значительный разрыв в позициях, из-за чего стороны выдвигают друг другу целые перечни обвинений. А главное - Запад уже перешел к серьезным действиям против России по всем направлениям, и набрал серьезную инерцию.
"Возможно, кому-то кажется, что антироссийские допинговые скандалы вокруг Олимпиады и Паралимпиады в Рио-де-Жанейро, или обвинения РФ в хакерских атаках - это досадная случайность, что эти события не имеют общего корня. На мой взгляд, это глубокое заблуждение" - отмечает Ермаков.
Все это, по его словам, - звенья одной цепи. Эти события призваны создать и легитимировать международное общественное мнение, что Россия - это враг, что нужно готовиться к отражению российской агрессии, фактически к войне с этим врагом.
Все это серьезные вещи, если не сказать тревожные.
Это значит, что нам в ответ нужно работать по всем направлениям, а не ограничиваться только укреплением российских Вооруженных сил. Нужно попытаться сыграть на том, что Европа сегодня не является монолитом.
В ЕС многие прекрасно понимают: война с Россией - будь то локальная ядерная, или любая иная, - ничего хорошего Европе не несет. Поэтому мы должны попытаться убедить европейцев, что еще не поздно перейти к нормальным переговорам, и создать условия для подготовки новых двусторонних договоров. Если угодно - перейти к "Ялте-2".
И для этого нам нужно действовать более решительно: наращивать дипломатические усилия, искать новые формы психолого-информационной работы. Плюс, конечно, демонстрировать растущий военный потенциал России.
"В 1990-е США преждевременно списали Россию со счетов, — отмечает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. — Американцы полагали, что наша страна сама развалится, что российская политическая элита, которая в те годы находилась у власти, доведет дело до естественной кончины нашего государства".
В тот период разведывательная деятельность на российском направлении США была не особо нужна. Агенты США и Запада в целом занимали тогда ключевые позиции в кабмине РФ и ведущих российских ведомствах, и добровольно снабжали американцев всей необходимой информацией.
В этой обстановке Вашингтон допустил серьезную ошибку — свернул исследования по СССР, которые велись в рамках ЦРУ и в академической среде. Все эти исследования схлопнулись, стали неактуальными.
В Америке сейчас нет нормальных специалистов по России
В результате, в Америке сейчас нет нормальных специалистов по России. Остались отдельные советологи, но и они активно не занимались изучением РФ, а потому отстали от жизни, сохранили прежние стереотипы, и не до конца понимают нынешнюю логику Москвы, отмечает Александров.
В этих условиях наращивание разведывательной активности США может дать только частичный результат. Американцы будут иметь больше фактов, но не смогут их интерпретировать и проанализировать.
Да, подготовить грамотных аналитиков по России можно. Но это дело небыстрое. И большой вопрос, есть ли на это время у Запада, который неуклонно движется к собственному коллапсу.
Читайте также на "Свободной прессе".