Украина готова обсуждать вопрос долга перед Россией в размере трех миллиардов долларов в досудебном порядке. Об этом рассказал представитель министра финансов Незалежной Александра Данилюка в комментарии ТАСС. Это связано не столько с внезапно пробудившейся сознательностью Киева, а с требованием МВФ, который на прошлой неделе выделил новый транш кредита.
Встреча президента Украины Петра Порошенко и главы МВФ Кристин Лагард в Киеве. Фото: Zuma/ТАСС
"В соответствии с обязательствами Украины по условиям текущей программы МВФ, а именно - относительно добросовестного проведения переговоров с Российской Федерацией относительно этого заявленного долга, Украина готова вступить в дальнейшие переговоры для возможного разрешения спора", - сказал представитель министерства. Он добавил, что первые консультации могут пройти уже во время недели встреч с МВФ, которая стартует 3 октября.
Несмотря на показную готовность решить вопрос в досудебном порядке, представитель Украины отметил, что они готовы идти в суд и уверены в своей правоте. Напомним, что Россия подала долговой иск в Лондонский суд в феврале 2016 года, так как украинская сторона не просто отказалась погашать свои обязательства, но и ввела официальный мораторий на выплату долга. Киев добивался, чтобы Москва согласилась на реструктуризацию на тех же условиях, что и коммерческие кредиторы, что подразумевало списание части долга и отсрочку по выплатам. Но даже МВФ был вынужден признать три миллиарда, которые были выделены в конце 2013 года предыдущим властям Украины, суверенным долгом. Такой долг должен быть погашен, если страна не хочет допустить дефолт.
В начале сентября Высокий суд Лондона назначил дату рассмотрения иска на 17-20 января 2017 года. При этом судьи не стали принимать во внимание возражения украинской стороны, которая утверждала, что иск не состоятелен, потому что кредит, якобы, был выдан с процессуальными нарушениями и вообще был взяткой Виктору Януковичу. Несмотря на это, Киев не собирается менять свою позицию. "Украина уверена в своей правовой позиции и сосредоточена на подготовке к слушанию, запланированному на январь 2017 года", - заявил представитель Минфина Незалежной и добавил, что Украина продолжает настаивать на своих возражениях против иска.
Министр финансов РФ Антон Силуанов не так давно сообщил, что российская сторона готова продолжать переговоры с Украиной, если та изменит свою позицию. Для этого предложение Киева должно существенно отличаться от того, на что пришлось согласиться коммерческим кредиторам. Но несмотря на заявление украинского Минфина о готовности к переговорам, не похоже, что они настроены на конструктивный диалог.
Главный научный сотрудник Института экономики РАН, доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский убежден в том, что такие заявления - всего лишь попытка создать видимость деятельности для руководства МВФ.
"Это попытка даже не потянуть время, а сделать хорошую мину перед МВФ, не более того. И при этом продолжать находить все новые отговорки, что Россия, якобы, не идет навстречу конструктивным предложениям Украины. МВФ включил эти переговоры в список требований, вот они и пытаются сохранить лицо", - говорит экономист.
По его мнению, подобные переговоры, однозначно, не могут быть успешными. У Украины катастрофически не хватает денег даже на обеспечение необходимыми соцвыплатами собственных стариков и прочих незащищенных слоев населения. А уж о том, чтобы взять и отдать три миллиарда долларов, и говорить не приходится. В связи с этим все украинские потуги - это попытки завуалировать одну несложную истину: "Денег нет". Поэтому она будет тянуть время по максимуму.
С самого начала было понятно, что Киев доведет дело до суда. И даже после того, как суд вынесет решение в пользу России, в чем нет сомнений, Украина все равно будет любыми способами затягивать его исполнение.
В этом случае РФ нужно будет апеллировать к соответствующим инстанциям, которые могут принудительно взыскать с Украины эти деньги. Например, арестовывать долларовые счета по решению английского суда или предпринимать другие действия. Но это будет уже совсем другой разговор. Пока же это не более чем игры в кошки-мышки. Украина делает вид, что предлагает переговоры на очень компромиссных условиях, которые на самом деле для российской стороны неприемлемы. После этого они скажут: "Ну, мы же предлагали, шли навстречу, а Россия не хочет с нами договариваться". В общем, если говорить языком лихих девяностых, это будет попыткой "развода". Пока суть да дело, тут и январь подойдет. Но до этого Киев успеет получить какие-то деньги с МВФ.
Некоторые эксперты, правда, занимают проукраинскую позицию. Они забывают о том, что эти три миллиарда были взяты из Фонда национального благосостояния РФ. И эти деньги вложены в украинские гособлигации. То есть невыплата этого долга — это, фактически, дефолт государства, который сегодня игнорируется только потому, что Украина имеет статус обиженной страны. Причем обиженной ненавистной Россией, которая смеет ставить под сомнение глобальную роль США. России приписывают агрессию против Украины, хотя ее следов никто так и не предъявил.
Кричевский убежден, что эти следы и не найдутся. "Вспомните, что санкции Запада были введены после крушения "Боинга", в котором сразу же обвинили Россию без каких-либо доказательств. Окончательные результаты расследования так и не были предъявлены, но та же Голландия выразила свое отношение к катастрофе тем, что проголосовала против Ассоциации Украины с ЕС". – отмечает он.
Член научного совета при Совете безопасности РФ, доктор политических наук Андрей Манойло считает, что шансов получить деньги от Украины не очень много.
"Это попытка тянуть время хотя бы до того момента, когда транш МВФ будет перечислен. В условиях Фонда сказано, что Украина должна вступить в переговоры с Россией, вот она и вступает. Переговоры ведь не ограничены по времени и могут тянуться долго. В этом отношении Украина вроде бы и исполняет требования МВФ, но в силу того, что временные рамки, в которые переговоры должны увенчаться успехом, не указаны, никаких реальных результатов они не принесут", - считает политолог.
"Понятно, что Украина не собирается отдавать три миллиарда. Они вообще не любят кому-либо что-либо возвращать, отмечает Манойло. Да и денег у них сейчас для этого нет. Возможно, помимо попытки тянуть время в Киеве в глубине души надеются, что они возьмут Россию измором. Что Москве просто надоест бодаться с ними по этому вопросу, и она спишет этот долг по формальному поводу".
Но он сомневается, что эти надежды Киева оправдаются. Скорее, начнутся переговоры, украинская сторона будет их затягивать, а затем пойдут претензии к России, вообще не имеющие отношения к предмету спора, но выдвигаемые именно на этой публичной площадке. Потом придут деньги МВФ, и Украина переговоры свернет. Так что России не стоит рассчитывать на возврат денег в ходе этой процедуры.
Так что при нынешнем режиме нам вряд ли что-то удастся вернуть.
Если режим поменяется, эти долговые обязательства можно будет предъявить новому руководству. Хотя даже если оно согласится отдать долг, возникает вопрос, где в разрушенной стране можно найти эти средства? Поэтому перспектива получения этих трех миллиардов, нужно признать, довольно зыбкая.
Разве что если Украина прекратит свое существование, как государство, и начнется процедура ее государственного банкротства, то Россия окажется в первых рядах кредиторов, которым эти долги будут покрывать из оставшегося имущества. Это вовсе не такой фантастический сценарий, если учесть, что Украину уже сейчас многие воспринимают, не как государство, а как территорию. Если принимать его во внимание, долг перед Россией в три миллиарда может быть довольно интересным политическим козырем, считает Манойло.
С другой стороны, если руководствоваться чисто коммерческими интересами, у части экономического руководства могут появиться и мысли о том, что с нынешней Украины лучше получить часть долгов, но живыми деньгами, простив им остальное, чем не получить ничего. Долги сами по себе прибыли не приносят. Если Запад будет и дальше поддерживать Украину в споре с Россией, то перспективы погашения долга отодвигаются в необозримое будущее. Есть пространство выбора и колебание политических сил внутри самой России, к какому варианту склониться. Возможно, украинцы рассчитывают поиграть на этих колебаниях.
Читайте также на "Свободной прессе".