Зарубежные эксперты признали российские дороги одними из худших в мире. По качеству дорожной инфраструктуры наша страна обошла Ливан, но уступает Сьерра-Леоне. Такие данные приводятся в докладе, подготовленном Всемирным экономическим форумом.
Фото: Дмитрий Рогулин/ ТАСС
"Индекс глобальной конкурентоспособности", в котором в том числе представлен рейтинг качества дорожной инфраструктуры, был опубликован в конце минувшей недели. В нем сравниваются различные социально-экономические показатели 138 стран мира за 2015-2016 годы.
Результаты статистического исследования говорят о том, что в плане инфраструктуры самое слабое место нашей страны - это автомобильные дороги. По этому показателю Россия заняла 123-ю строчку в мировом рейтинге. Соседями россиян в списке оказались такие страны, как Габон (121-е место), Сьерра-Леоне (122-е), Ливан (124-е) и Коста-Рика (125-е).
Лучшими в мире признаны автодороги Объединенных Арабских Эмиратов, Сингапура и Гонконга. В первую десятку также вошли магистрали Нидерландов, Японии, Франции, Швейцарии, Австрии и Дании. Самые плохие дороги на Украине, в Парагвае, Конго и на Мадагаскаре.
В докладе также приводится оценка железнодорожной, портовой и авиационной инфраструктуры. По этим параметрам у России все не так уж плохо: мы занимаем 25-е, 72-е и 65-е места соответственно. А вот по качеству дорог наша страна не просто числится в аутсайдерах - ежегодно ее позиции долгое время становились только хуже: в 2009 г. страна занимала 118-е место по качеству дорог, в 2013-м - 136-е. В 2014 г. ситуация впервые улучшилась: Россия поднялась на 124-е место, в 2015-м оказалась еще одной строкой выше.
Эксперты считают такую оценку качества дорожной сети объективной. Если брать во внимание три базовых параметра: количество населенных пунктов, не имеющих круглогодичного доступа к дорогам с твердым покрытием, состояние улично-дорожной сети в городах и протяженность автомагистралей, то на место выше 123-го мы едва ли можем рассчитывать.
В России, по данным Росстата, 46 тыс. населенных пунктов, чьи жители не имеют возможности круглый год ездить по дорогам в другие города и поселки. Состояние асфальтового покрытия (и зачастую само его наличие) в российских городах и весях в дополнительных комментариях не нуждается.
Что касается дорог первой категории, то в самой большой стране по территории их в десятки раз меньше, чем у главных мировых экономик. В Китае за четверть века протяженность автомагистралей выросла с нуля до 120 тыс. км, в США таких дорог - 80 тыс. километров. На всю Россию статус "автомагистраль" присвоен всего лишь 5 тыс. км дорог.
Власти отдают себе отчет о том, в каком плачевном положении находится дорожная инфраструктура. Строительство дорог названо одним из главных экономических приоритетов государства. В середине сентября президент РФ Владимир Путин потребовал к 2018 г. привести в нормальное состояние половину дорог в крупных региональных агломерациях. К 2025-му установленным требованиям должны соответствовать 85% трасс. Пока что нормативам в России соответствуют только 65% федеральных и 39% региональных дорог.
Президент назвал поставленную им задачу решаемой. И подвижки в этом направлении действительно есть. Так, Росавтодор впервые за последние годы вышел на нормативное финансирование ремонта дорог. "Автодор" привлекает инвесторов к строительству магистралей. Однако из-за накопленного отставания улучшения пока что не отражаются на изменении места России в глобальном рейтинге качества дорожной инфраструктуры.
Необходимость экономить из-за нехватки бюджетных средств может в ближайшие годы привести к замедлению позитивных изменений. Росавтодор в рамках оптимизации бюджетных расходов урезал финансирование дорожного строительства и финансовую помощь регионам.
В складывающихся обстоятельствах должностным лицам на местах остается хотя бы усилить контроль над качеством выполнения дорожных работ. Проверки показывают, что существенная часть "дорожных" денег тратится впустую на плохо построенные или отремонтированные дороги. Дефекты проявляются уже после того, как исполнитель получил всю сумму за выполнение работ. В таких случаях президент призывает прокуратуру и полицию применять к горе-дорожникам меры дисциплинарной ответственности.