Россия не теряет оптимизма в решении сирийской проблемы

Читать в полной версии →
По мнению Владимира Путина, выход из ситуации, сложившейся в том числе в Сирии, может быть только один: нужно убедить все вовлечённые в этот конфликт стороны идти по пути политического урегулирования

Встреча с французскими тележурналистами состоялась во вторник, 11 октября, в городе Ковров.

Сначала Владимир Путин прокомментировал перенос своего визита в Париж: "Целью моего было торжественное открытие русского религиозно-культурного центра. Французская сторона дала понять, что для этого мероприятия выбран не самый подходящий момент в силу накопленного непонимания российской стороны по поводу происходящего в Сирии и, в частности, вокруг Алеппо". Путин также отметил, что "если основная причина моей поездки в Париж неуместна, тогда, наверное, мы найдём другую возможность встретиться и поговорить по Сирии. У нас нет никаких ограничений в этом вопросе, мы открыты для диалога".

Президент РФ Владимир Путин во время ответов на вопросы французских журналистов телеканала TF1. Фото: Алексей Никольский/ пресс-служба президента РФ/ ТАСС

Большая часть интервью была посвящена сирийской теме. Владимир Путин выразил глубокое убеждение в том, что в ситуации, сложившейся в Сирии, несут ответственность в первую очередь США и их союзники. До их вмешательства в Ливию или Ирак эти государства не представляли террористической угрозы, подчеркнул российский президент. "С этих территорий не исходила угроза ни для Парижа, ни для Лазурного берега Франции, ни для Бельгии, ни для России, ни для Соединённых Штатов", - сказал президент РФ. Наша цель заключается в том, чтобы не допустить на территории Сирии того же, что произошло с этими странами, пояснил он.

Предвосхищая вопрос французских журналистов о беженцах, президент напомнил, массовый исход людей с этой огромной территории Ближнего Востока и даже из Африки, из Афганистана, он начался задолго до активных действий России в Сирии. Любые обвинения России в том, что она якобы виновата в проблеме беженцев, абсолютно безосновательны, сказал Владимир Путин. Россия видит свою цель в создании условий для возвращения людей к своим родным очагам.

Комментируя гуманитарную составляющую ситуации вокруг Алеппо, Путин вспомнил об авиаударах американской авиации в Афганистане по больнице, где были убиты в том числе сотрудники "Врачей без границ". "В любом месте, где идут боевые действия, к сожалению, погибают и страдают ни в чём не повинные люди, но мы не можем позволить террористам прикрываться людьми как живым щитом и не можем позволить им шантажировать весь мир, когда они кого‑то захватывают в заложники, убивают, обезглавливают", - заявил президент.

На вопрос французского журналиста об отсутствии ИГИЛ* в Алеппо, Владимир Путин пояснил: "В Алеппо ситуацию контролирует другая террористическая организация - "Джабхат-ан-Нусра", она всегда считалась крылом "Аль-Каиды" и включена в список террористических организаций ООН. Наши партнёры, в том числе и американские, так или иначе всё время стараются вывести её за рамки этих террористических организаций. И я вам скажу почему. Мне кажется, что наши партнёры постоянно наступают на одни и те же грабли. Они хотят использовать боевой потенциал этих террористических организаций и радикалов для достижения политических целей, в данном случае для борьбы с президентом Асадом и его правительством, не понимая, что им потом не удастся поставить [боевиков], что называется, в стойло и заставить жить потом по цивилизованным правилам, если они кого‑то победят".

Российская сторона неоднократно договаривалась с американцами об отделении "Джабхат-ан-Нусру" и подобных ей организаций от так называемой здоровой части оппозиции, в том числе в Алеппо, напомнил Путин. Однако из месяца в месяц эти решения не выполняются.

Также президент РФ прокомментировал неудачу режима прекращения огня на территории Сирии. Российская сторона настаивала, чтобы перед прекращением огня была решена задача разделения "Джабхат-ан-Нусры" и других террористов от здоровой части оппозиции, американская сторона настаивала на приоритете прекращения огня. В результате 12 сентября был объявлен день тишины, а 16 сентября американская авиация нанесла удар по сирийской армии, погибли 80 человек,  в тот же момент ИГИЛ перешла в наступление на этом участке. По мнению Путина, вопрос о "случайности" наступления ИГИЛ и "ошибочном" авиаударе американских военных остается открытым.

Нас не нужно убеждать в необходимости проведения гуманитарных конвоев в районе Алеппо. Но как это сделать? – задался вопросом российский президент. "Там есть только одна дорога, по которой должны проходить конвои, с одной стороны там стоят боевики, с другой - части сирийской армии. Мы знаем уже о провокации, об ударе по одной из этих колонн, и нам точно известно, что это сделала одна из террористических группировок. Мы предлагаем отвести боевиков с одной стороны и сирийскую армию - с другой, чтобы дать безопасный проход по этой дороге для гуманитарных конвоев. Но наши партнеры ничего не делают".

"Со стороны российской армии поступало предложение поставить на этой дороге наших военнослужащих для обеспечения безопасности, я предложил осуществлять эту функцию вместе с американцами, но они отказались", - сообщил Путин. По его мнению, низкий уровень доверия друг к другу можно преодолеть, только работая вместе. К примеру, отметил президент, у России хорошие отношения с французскими спецслужбами, наши и французские специалисты по борьбе с терроризмом работают на одной волне. Но так бывает не всегда, выразил сожаление Путин.

Он напомнил, что РФ направляла американским спецслужбам информацию о братьях Царнаевых: "Первую бумагу послали - ноль, вторую бумагу послали - пришел ответ: это не ваше дело, они уже граждане США, мы сами разберёмся. Результат - теракт в США".

По мнению Путина, выход из ситуации, сложившейся в том числе в Сирии, может быть только один: нужно убедить все вовлечённые в этот конфликт стороны идти по пути политического урегулирования. Мы договорились с президентом Асадом, он согласился пойти по пути принятия новой конституции и провести на основе этой конституции выборы, напомнил Владимир Путин: "Если народ не проголосует за президента Асада, значит, демократическим способом произойдёт смена власти, но не с помощью вооружённого вмешательства извне, а под строгим международным контролем, контролем ООН. Я не понимаю, кого это может не устраивать, это демократический способ решения вопроса о власти. Но мы не теряем оптимизма и надеемся, что всё‑таки нам удастся убедить всех наших коллег и партнёров в том, что это единственный путь решения проблемы".

Почти обязательный вопрос про грядущие президентские выборы в США Владимир Путин прокомментировал следующим образом: "Кого изберут, с тем и будем работать. Но, конечно, легче работать с теми, кто хочет работать с нами. Если Трамп говорит "я хочу работать с Россией", то мы можем это только приветствовать. Надо только, чтобы эта работа была честной обоюдно, взаимно". 

* Организация запрещена на территории РФ

Наталья ЮРЬЕВА |
Выбор читателей