На международной авиационной и аэрокосмической выставке Airshow China - 2016 в китайском городе Чжухай был представлен современный перспективный танк МВТ-3000 (VT-4) китайского производства. По оценкам экспертов эта машина имеет неплохой экспортный потенциал, а по своим техническим характеристикам вполне соответствует современным требованиям. С начала нового тысячелетия Поднебесная не устает удивлять мир своими достижениями - от запуска в космос до создания собственного истребителя пятого поколения.
Танк MBT-3000 (VT-4). Фото: CFP
Сможет ли Китай стать великой танковой державой? Можно сразу ответить на этот вопрос: да, сможет, но произойдет это еще очень нескоро. Китай пока занимает догоняющую позицию и осваивает технологии предыдущего поколения, отставая на один шаг от остального мира. Но технологический разрыв может быть сокращен.
Китайское танкостроение имеет ряд интересных особенностей. Первая и главная - собственная школа танкостроения сложилась на основе советской. В КНР начали с производства танков по технологиям и чертежам, полученным из-за границы. После Второй мировой войны этот этап прошли многие страны. Послевоенные образцы китайской техники были, по сути, копиями советских машин. Вскоре инженеры Поднебесной начали вносить в конструкцию и свои элементы, улучшать и адаптировать ее под свои требования. Во время охлаждения советско-китайских отношений с середины 60-х до начала 80-х гг. прошлого века Пекин искал новых партнеров. Так на вооружении китайской армии появилось оружие не советских калибров и конструкций.
После нормализации отношений начался новый виток сотрудничества, Китай стал закупать танки современных конструкций, а также технологии производства. Собственно, свою родословную новый китайский танк ведет как раз от российского Т-72, характерные черты которого угадываются в облике МВТ-3000.
Прежде всего роднит эти танки компоновка, выполненная по классической схеме. В передней части машины - отделение управления, в средней - боевое, сзади - моторно-трансмиссионное. Характерная небольшая башня и длинное гладкоствольное 125-миллиметровое орудие. Современный танк делает смертоносным орудием не столько калибр пушки, сколько система управления стрельбой. Вот тут китайцы постарались и представили свою начинку.
Силовая установка машины состоит из дизельного двигателя мощностью 1300 лошадиных сил. Танк массой 52 т способен развивать скорость до 70 км/ч по шоссе. Кроме огня обычными снарядами, орудие может вести стрельбу и управляемыми ракетами, это свойство оно унаследовало от российского предка. Танк имеет систему защиты от оружия массового поражения - химического или атомного. Броня комбинированная и сочетает в себе элементы динамической защиты и разнесенное бронирование, что повышает стойкость при обстреле кумулятивными боеприпасами - основном средстве поражения современных танков. Также имеется блок распознавания "свой - чужой" и, по некоторым сведениям, система активной защиты, которая способна перехватывать снаряды на подлете к танку.
Сам факт наличия такой системы говорит о высоком технологическом уровне, которого достигла китайская промышленность. Еще один аргумент в пользу инженеров Поднебесной - телеуправляемая пулеметная установка на башне танка, актуальный тренд мирового танкостроения. Приборы наблюдения и система управления огнем тоже выполнены на современном уровне, присутствуют все необходимые компоненты: телевизионный канал, выведение изображения на жидкокристаллические мониторы, независимое управление оружием у наводчика и командира. Еще одно немаловажное достоинство - китайский танк значительно дешевле в сравнении с немецким "Леопардом" и американским "Абрамсом".
Новая машина вполне может получить спрос среди развивающихся стран Африки и Латинской Америки, не имеющих собственной танковой промышленности, но имеющих возможность приобрести импортную технику и обучить свои экипажи. Этот рынок представляется очень перспективным для бюджетной техники, так как экспортеры вооружения не заинтересованы демпинговать. Да и предложений на современном рынке танкового вооружения не так уж и много - Россия, США, Великобритания, Германия ориентируются на выпуск высокотехнологичной техники, которая обходится недешево. На продажу идут либо машины предыдущих поколений, которые снимаются с вооружения танковых держав, либо покупателям предлагается программа модернизации существующего парка танков. Некоторое время назад Украина пыталась занять свое место как раз в нише поставок техники в бывшие страны "третьего мира". В качестве экспортного предложения был выбран танк "Оплот" - модернизированная конструкция Т-64, разработанного в харьковском КБ.
На момент своего появления Т-64 был революционным танком - автомат заряжания, гладкоствольная пушка большого калибра, мощный двигатель, продвинутая электроника. Результаты испытаний выявили не такую радужную картину. Оказалось, что машина была очень сложной, требовала продолжительной специальной подготовки экипажей, к тому же техника имела многочисленные дефекты, приводившие к выходу из строя важных узлов. В итоге в серию машина не пошла, а наработки, полученные в результате проектирования и доводок, использовались уже при создании Т-72 и Т-80 - более удачных воплощений новых конструкторских решений.
После обретения Украиной независимости на харьковском заводе предприняли попытку подарить Т-64 второе дыхание. Так был создан танк "Оплот". По своим основным характеристикам он примерно соответствует своему прототипу. Конструкторы установили более современную систему управления огнем и несколько улучшили защиту. Поскольку технологическая база, а главное, связь с российскими предприятиями были частично или полностью утрачены, проблема доведения конструкции "Оплота" до ума стала практически неразрешимой. В итоге главным достоинством этой машины стала ее дешевизна. Партию из 15 машин даже удалось продать в Таиланд, для которого неактуально иметь современные боевые машины. Для поддержания боеспособности армии Таиланда вполне достаточно и модернизированных танков предыдущих поколений. Более серьезные заказчики к "Оплоту" пока внимания не проявили.
Китайцы же к своей новой машине подошли более серьезно. Танк прошел всесторонние испытания и демонстрационные заезды на международных выставках. Производственные мощности Поднебесной позволяют наладить крупносерийный выпуск машины. Даже несмотря на имеющиеся недостатки, новый китайский танк работает, едет и стреляет, чем пока не может похвастаться в полной мере украинский "Оплот".