По молочному рынку прокатилась волна подделок

Читать в полной версии →
Сливочное масло и сыр фальсифицируют чаще других подобных продуктов. При этом контрольные ведомства борьбу с подделками проигрывают, а в правительстве не хотят драматизировать ситуацию

Зажатые между падающей покупательной способностью населения и ростом издержек, производители молочной продукции все чаще стремятся найти выход за счет выпуска фальсифицированной и некачественной продукции. За девять месяцев этого года проверки Роспотребнадзора показали, что доля поддельной продукции на молочном рынке составила примерно 7%. При этом более половины молочного фальсификата приходится на сливочное масло.

Фото: Валерий Матыцин/ ТАСС

Молочный союз, объединяющий производителей молочной продукции, утверждает, что доля подделок значительно выше - к ним можно отнесли до 20% молочных продуктов. В организации признали, что точную долю определить сложно, так как фальсификат трудно отследить.

По мнению экспертов Роспотребнадзора, которое приводят "Известия", сливочное масло лидирует потому, что его проще всего подделать. В нем содержится более 80% жира, который можно заменить подсолнечным, кокосовым или пальмовым маслом, а это заметно снижает себестоимость. Что касается отпускных цен, то они - на уровне рынка.

К слову, это подтверждается и статистикой внешней торговли. По данным российской таможни, в январе - марте этого года по сравнению с таким же периодом прошлого года ввоз рафинированного пальмового масла вырос на 39,6%, достигнув 246 тыс. т, сообщает "ТПП-Информ".

Заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов утверждает, что вся фальсификация происходит в сфере переработки молока, особенно при производстве продукции с высоким содержанием жиров. "Мы никогда не находили фальсификации сырого молока", - рассказал он ТАСС, добавив, что объемы фальсификации продолжают расти.

У масла, правда, есть соперник - сыр, который подделывается столь же часто. Глава консалтинговой компании Petrova Five Consulting Марина Петрова уверена, что в России поддельный сыр встречается чаще, чем поддельное сливочное масло. По ее оценкам, количество фальсифицированного сыра на рынке достигает 40%, а в сегменте сливочного масла поддельных продуктов около 30%.

Для фальсификации молочной продукции наиболее часто используют гидрированные жиры или смеси с другими маслами, применение которых должно быть ограничено из-за высокого содержания в них транс-изомеров жирных кислот. Они образуются в процессе гидрогенизации, дезодорации, отбеливания и воздействия высоких температур. Человеческий организм усваивает их наравне с обычными жирами, но, входя во все липидные структуры, транс-жиры нарушают биохимию клеточных процессов, пишет ТАСС.

Как считает председатель правления Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Андрей Даниленко, "однозначно существует проблема с фальсификатом молочной продукции, которая, конечно, беспокоит отрасль и потребителей. Но эта проблема, в первую очередь, в том, что недобросовестные производители не пишут честно на упаковке, какой продукт находится внутри. Идет просто обман потребителей. Имеющийся сегодня технический регламент требует, чтобы на упаковке было четко указано, что продукт молочный или молокосодержащий, что он содержит растительные жиры".

В интервью ТАСС он отметил, что у Роспотребнадзора "очень ограниченные полномочия с точки зрения мгновенных проверок. Если мы хотим решить проблему, это надо делать через изменение и ужесточение штрафных санкций за эти нарушения".

При этом Даниленко полагает, что суть проблемы - в замене недобросовестными производителями одного пищевого продукта на другой. Это не имеет последствий для здоровья потребителя, оба продукта безопасны. Но штрафы за нарушения низкие, и производить подделки выгодно.

Министр сельского хозяйства Александр Ткачев, однако, не склонен драматизировать: 90% проб российского молока соответствуют всем стандартам качества, а доля фальсификатов - "мизерная", сказал он ТАСС.

Тем не менее отрасль явно находится в преддверии ужесточения санкций за выпуск фальсифицированной продукции. "Можно как угодно менять упаковку, но если правила не будут исполняться, смысла в этом нет. Ключевая задача - ужесточение штрафов. Можно ставить вопрос об увеличении шрифта, о том, чтобы маркировка была более четкой. Требования, по сути, уже есть, но они просто не исполняются", - утверждает председатель правления "Союзмолока" Андрей Даниленко.

Игорь ПОНОМАРЕВ |
Выбор читателей