Судьба госзакупок решится к Новому году

Читать в полной версии →
Рулить иль не рулить? Российский кабинет министров должен решить, как сделать, чтобы в сфере госзакупок была конкуренция и не было злоупотреблений. И нужно ли вносить изменения в законодательство

Происходящее в сфере госзакупок по-прежнему вызывает озабоченность властей. Все попытки сделать ее более прозрачной и конкурентной наталкиваются на глухое противодействие. На последнем съезде "Деловой России" в присутствии президента В. Путина был поднят вопрос о злоупотреблениях при приемке и оплате уже выполненных работ. По итогам обсуждения президент дал поручение правительству, и теперь до конца года министры должны решить, как отрегулировать этот процесс и следует ли его регулировать в законодательном порядке.

Фото: Артем Коротаев/ ТАСС 

Сфера закупок в интересах государства и компаний с госучастием оказалась весьма коррупционно привлекательной. В ней вращаются большие деньги. В частности, в 2015 году объем рынка закупок госкомпаний составил 23 млрд рублей, свидетельствуют данные сайта zakupki.gov.ru. Хорошо известны случаи, когда министерство обороны размещало заявки на приобретение золоченых кроватей, а местные власти за государственный счет покупали себе фешенебельные автомобили. С этими нарушениями удалось справиться, но появились другие.

В частности, чрезвычайно богатым на злоупотребления оказался этап приемки заказчиками товаров, работ и услуг, а также их оплаты. Для того, чтобы выиграть тендер, фирме надо приложить немало усилий. Но, как показывает практика, это – только начало мытарств. Выполнить законтрактованный объем работ не так сложно, как потом добиться подписания акта сдачи-приемки.

Заказчик может также установить большие сроки оплаты. Последняя проблема нашла отражение в поручениях президента. Правительство должно до конца года законодательно закрепить период расчетов по контрактам для госкомпаний.

Сроки приемки тоже могут быть разные, и за это время с товаром, формально не прошедшим приемку, может произойти всякое.

А кроме того, как свидетельствует вице-президент Торгово-промышленной палаты России Елена Дыбова, если произведенная продукция требует сертификации, то проходить ее часто требуют в определенной лаборатории, в которой цены значительно выше средних по рынку.

Проблема в том, что госзакупки – рынок заказчика, который готовит текст контракта, и у исполнителя нет никаких шансов изменить его. По словам президента Национальной ассоциации нефтегазового сервиса Виктора Хайкова, все заказчики в нефтегазовой отрасли требуют, чтобы протокола разногласий не было.

Недавно появилась еще одна уловка, которая позволяет фактически поставить подрядчика на колени: еще до приемки продукции и оформления соответствующего акта заказчик вынуждает исполнителя подписать гарантийное письмо, - мол, обязуюсь оплатить штрафные санкции. То есть он заведомо признает, что нарушил условия контракта, и в этом случае никаких шансов оспорить в суде претензии к нему - если такие будут - уже нет.

Но даже если удалось подписать акт сдачи-приемки, то начинаются те самые мытарства с получением оплаты, о которых мы уже сказали выше. По свидетельству В. Хайкова, нефтегазовые компании могли затягивать оплату контрактов на три-четыре месяца, что ставило сервисные предприятия на грань банкротства.

Формально проблемы могла бы решить уже существующая инструкция о порядке приемки по качеству и количеству, утвержденная постановлением Госарбитража. Единственная сложность – она может применяться, если на нее есть ссылка в тексте контракта, а он составляется заказчиком, и изменить его почти невозможно.

На сегодняшний день сфера госзакупок регламентируется двумя федеральными законами: ФЗ-44 (закон о закупках госорганами) и ФЗ-223 (закон о закупках госкорпораций и компаний с госучастием). Наряду с ними действуют постановления правительства и приказы министерств, которые, однако, проблем приемки и оплаты не решают.

По мнению директора департамента Минэкономразвития Максима Чемерисова, пока процедуры открыты участники сделки могут отстаивать свои права. Но на этапе исполнения контракта и в процессе приемке его результатов поставщик оказывается один на один с заказчиком. Вопрос требует урегулирования, но приоритет должен отдаваться нормам гражданского права. Поэтому Минэкономразвития будет минимально вмешиваться в коммерческую деятельность компаний.

Член генсовета "Деловой России", бизнес-омбудсмен по закупкам Сергей Габестро соглашается, что описывать все в законодательстве – не лучший вариант. Но государство могло бы взять на себя роль арбитра в этом деле. В конечном счете все зависит не от того, что написано, а от того, кто выполняет.

Игорь ПОНОМАРЕВ |
Выбор читателей