Трамп полюбит Россию от безысходности

Читать в полной версии →
Москве логично продвигать позицию приоритета своих интересов на постсоветском пространстве - при готовности очень гибко и глубоко учитывать интересы США на Ближнем Востоке, считают эксперты  

Прогнозируя перемены, грядущие в американской внешней политике с приходом Дональда Трампа, российские эксперты выражают надежду на то, что отношения между Америкой и Россией могут улучшиться. Но и России придется чем-то пожертвовать.

Фото: Global Look

Понятно, что политика предвыборной кампании и политика при власти - это разные явления, но все-таки приоритетные пункты предвыборной программы Трамп не сможет игнорировать полностью, заявил "Утру" президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. В частности, Трамп обещал выйти из Транстихоокеанского партнерства, изменить условия участия США в Североамериканской зоне свободной торговли и добиться прекращения нарушений норм торговли с Вашингтоном со стороны других государств. Отказ и пересмотр американской свободной зоны торговли означает обострение отношений с Мексикой, выяснение отношений с Канадой (т.е. с соседями и союзниками). Другая сложная и болезненная тема - пересмотр торгово-экономических отношений с Китаем. Третий пункт - изменение модели финансирования НАТО (с тем, чтобы больше возложить на европейцев и меньше платить на европейскую безопасность самим США). "По этим азимутам Трамп программирует довольно непростые если не конфликты, то переговоры, и на этом фоне конфликт с Россией ему будет совершенно ни к чему. Есть хорошие шансы на то, чтобы выровнять немножко отношения, убрать из них эскалацию, тактику постоянных взаимных выпадов и игру друг против друга", - подчеркнул эксперт.

Вместе с тем на Ближнем Востоке и на Украине стороны уже достаточно глубоко в эту игру вошли, и выйти из нее не так просто. Хотя на Ближнем Востоке сделать это будет легче, считает аналитик. "Думаю, там Трамп заинтересован в лаврах победителя ИГИЛ* (запрещенного в РФ), и это может стать предметом торга с Москвой, - считает Ремизов. - Не думаю, что символом зла в регионе для Трампа будет Асад. Скорее, Трамп захочет выступить как человек, который говорил о том, что ИГИЛ - проблема номер один на Ближнем Востоке, и решил ее, в то время как Клинтон и Обама ее создали. А что будет потом с Асадом - второй вопрос. Акцент Трампа - победа над ИГИЛ важнее свержения Асада, это примерно та модель решения ситуации, которую предлагала Москва. Так давайте сосредоточимся на победе над ИГИЛ, а к вопросу об Асаде подойдем с каких-то компромиссных позиций".

Что касается Украины, здесь есть много вопросов, подчеркивает собеседник "Утра". Реальное выполнение минских соглашений будет колоссальной проблемой для пророссийского актива Луганска и Донецка, поскольку, выполнив эти соглашения, Киев вполне сможет забрать все назад. "Если взять за основу позицию выполнения минских соглашений и давления на Киев по их выполнению, я думаю, нет ничего, что руководство Донецка и Луганска боялось бы больше. И оно имеет для этого основания: даже закон об амнистии не помешает карательным органам закопать под ближайшим кустом весь пророссийский актив, который не успеет убежать в Москву или в Ростов. И если вдруг Вашингтону удастся надавить на Киев для выполнения своей части минских соглашений, то Донецку, Луганску и Москве придется выполнять свою, и это может стать очень серьезной проблемой, а не решением. И здесь ситуация гораздо более сложная и конфликтогенная, чем на Ближнем Востоке. Не думаю, что Трамп в этом вопросе глубоко и сразу пересмотрит подходы", - подчеркнул аналитик.

Что касается вопроса о том, с каких позиций России сейчас выгоднее вести диалог с новым президентом, на чем настаивать, а в чем можно уступить, по мнению Ремизова, Москве логично продвигать позицию приоритета своих интересов на постсоветском пространстве - при готовности очень гибко и глубоко учитывать интересы США на Ближнем Востоке. Несмотря на уверенность многих аналитиков в том, что уступать лавры победителя на Ближнем Востоке американцам не стоит, реальные интересы РФ сосредоточены на постсоветском пространстве, а Ближний Восток "должен быть разменной монетой, с одним важным ограничением: не терять лицо", считает Ремизов. Иными словами, за приоритет - постсоветское пространство - Россия "может и должна платить учетом американских интересов в других регионах и даже содействием там Соединенным Штатам".

При этом, подчеркнул собеседник "Утра", России следует избегать и каких-то антикитайских альянсов, хотя и союзнических отношений с Китаем у нас не получилось. "У нас есть очень глубокие взаимные реверансы в рамках стратегического партнерства, но реального союзничества с КНР не складывается. И в этом смысле мы не являемся заложниками американо-китайских разногласий и не должны ими быть. А то, что американо-китайские разногласия при Трампе вырастут, это очень ожидаемо", - отметил он.

В свою очередь, член комитета Совета Федерации по международным делам Игорь Морозов во время круглого стола в МИА "Россия сегодня" на тему: "45-й президент США: какой будет американская внутренняя и внешняя политика?" заявил о том, что ни в какую эйфорию вдаваться не надо. "На Украине ситуация так просто не изменится, подход к Украине так просто не изменится, признавать Крым никто просто так не будет. Но нюансы будут, несомненно, потому что тот плинтус, до которого предыдущая администрация довела отношения с Россией, он неприемлем", - подчеркнул Морозов.

По словам экспертов, показательным в плане российско-американских отношений станет март 2017 г., когда новая администрация президента США будет принимать решение по вопросу продления санкций против РФ. Профессор Дипломатической академии МИД РФ Сергей Большаков уверен: "ожидать того, что в марте закончатся все передрязги, что на все места будут посажены нужные люди и он (Трамп) тут же скажет: "Все, я объявляю конец санкциям с Россией"?" не стоит. "Конечно, этого не будет. Его не будет по целому ряду обстоятельств, потому что американская глобальная стратегия - это такое что-то, что не связано с тем, кто - Клинтон или Трамп - в Белом доме", - считает аналитик. Но какие-то позитивные изменения, по его словам, несомненно, произойдут.

* Организация запрещена на территории РФ

Арсений ПАЛКИН |
Выбор читателей