Банки регистрируют растущее число подозрительных заявок на кредиты, то есть таких, в которых потенциальный заемщик сообщает о себе недостоверные или ложные данные. Чаще всего к заявкам прилагаются фальшивые справки с работы, справки НДФЛ или сведения об имуществе.
Фото: Сергей Фадеичев/ ТАСС
По данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), на которые ссылаются "Известия", за первые девять месяцев этого года банки выявили свыше 372 тыс. кредитных заявок с подозрением на мошенничество. Это на 53% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. В то же время общее число заявок на кредиты выросло только на треть.
Отношение значительной части россиян к банковским кредитам как "просто деньгам", которые можно не отдавать, является с одной стороны, наследием советских времен с их легким отношением к собственности и презрением к богатству, с другой - проявлением социального инфантилизма, надеждой на то, что потом его можно будет не отдавать. По мнению психотерапевта, члена Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии Татьяны Тихоновой, мошенничество с кредитами - это классическое проявление русской любви к халяве. То есть способ получить что-то, не затрачивая при этом особых усилий.
"С одной стороны, это - "детская" позиция, с другой - асоциальная, позиционирование себя вне закона", - говорит она. В глубинном смысле такое отношение может свидетельствовать об иллюзии безнаказанности, полагает эксперт.
Тем не менее эксперты видят в этом признаки падения покупательной способности жителей, которые не всегда готовы ограничить свое потребление. Пример - житель Мурманской области, который получил 61,5 тыс. руб. в кредит для покупки мобильного телефона, сообщив банку ложные сведения о месте работы и о доходе. Возвращать долг он не собирался и был удивлен, когда за ним приехала полиция. Теперь его судьбу будет решать суд, сообщает "Мурманский вестник".
Но в целом отношение россиян к кредитам улучшается. По данным того же ОКБ, по итогам третьего квартала 2016 г. доля просроченных счетов в общем количестве открытых кредитов понизилась до 17,5%, а общее количество просроченных кредитов за квартал сократилось на 1%. Количество счетов с просрочкой платежа более 90 дней также сократилось на 1% - до 10,21 млн - и составило 13,4% от общего количества открытых кредитов.
Это происходит на фоне некоторого роста розничного кредитования, которое пережило в минувшем году спад. За январь-сентябрь этого года кредитование выросло на 0,4%, при этом, как утверждает Центробанк, подъем наметился только в третьем квартале.
По мнению генерального директора ОКБ Даниэля Зеленского, снижение количества просроченных кредитов может быть результатом более пристального внимания банков к процедуре сбора просроченной задолженности, а также более тщательного подхода к оценке рискового профиля новых заемщиков.
Видимо, выросшее число подозрительных заявок стало результатом того же процесса - более тщательной проверки потенциальных заемщиков.
Лидером по числу подозрительных заявок является Москва, где за 9 месяцев этого года обнаружено 17 625 подозрительных заявок. За ней следует Краснодарский край с 17 209 заявками, вызвавшими вопросы. Замыкает первую тройку Московская область - 16 071 подозрительная заявка.
Но по темпам прироста числа подозрительных заявок лидируют регионы. Так, по этому показателю всех опередила Челябинская область, где количество сомнительных заявок выросло на 89,1%. На втором месте - Татарстан с 88%, а тройку замыкает Пермский край, где количество подозрительных обращений за кредитами выросло на 79,9%.
Среди случаев кредитного мошенничества есть факты групповых преступлений. В частности, брянский суд получил дело о пяти жителях города, которые оформляли потребительские кредиты, сообщая в банки ложные сведения. Размер нанесенного ими ущерба - 300 тыс. рублей. Им грозит до 10 лет лишения свободы, сообщает "vBryanske.com".
Несмотря на то что кредитное мошенничество не является сложным преступлением для расследования, жизнь подбрасывает удивительные истории, пишет "НТВ". Так, в Орловской области замдиректора интерната для престарелых заставляла своих подопечных брать кредиты и отдавать деньги ей. Кого-то ей удавалось уговорить, а кому-то приходилось грозить отправкой в психушку. Афера вскрылась, когда банки начали звонить, требуя возврата кредитов, но к этому времени замдиректора уже уволилась и уехала. Тем не менее полиция ее обнаружила, и теперь за мошенничество с использованием служебного положения ей грозит 6 лет лишения свободы.