Фонд содействия реформированию ЖКХ доживает свой век. В ближайшее время правительство собирается его ликвидировать. Полномочия и функционал структуры передадут регионам, чтобы избежать лишних утечек бюджетных средств. Однако власти на местах могут не справиться с таким объемом задач.
Ветхое жилье. Фото: Galina Barbieri/ Global Look
О возможном роспуске Фонда ЖКХ в четверг, 17 ноября, сообщили "Известия", сославшись на члена наблюдательного совета фонда, президента Союза городов Заполярья и Крайнего Севера России Игоря Шпектора. По его словам, вопрос о закрытии организации обсуждался в Минстрое и сейчас находится на рассмотрении у вице-премьера Дмитрия Козака. "С моей точки зрения, поставлен этот вопрос совершенно неправильно", - отметил Шпектор.
В настоящий момент Фонд содействия реформированию ЖКХ получает деньги из федерального бюджета. После этого он распределяет их на поддержку региональных программ расселения и сноса аварийного жилья, капремонта, модернизации коммунальной инфраструктуры. Вместе с ликвидацией госкорпорации вся финансовая нагрузка может целиком лечь на регионы, которым денег на эти программы попросту не хватит. Сносить аварийное жилье не будут, строить новое - тоже. В итоге темпы улучшения жилищных условий замедлятся.
Еще одним аргументом в пользу нынешней системы является то, что фонд контролирует, как именно губернаторы тратят отданные им на капремонт средства. Если оператора расселения ветхих домов исключат из этой схемы, все словно бы вернется на десять лет назад, когда за расходом бюджетных средств на местах никто не следил. Даже сейчас постоянно происходят срывы при выполнении программ расселения, но именно благодаря жесткому контролю со стороны фонда удается делать хоть что-то, говорят в его наблюдательном совете.
Организация обратилась к президенту, премьер-министру и вице-премьеру Дмитрию Козаку с просьбой обеспечить сохранение фонда. От высокопоставленных лиц комментариев по поводу этой ситуации не поступало. В то же время в Министерстве строительства жилищно-коммунального хозяйства, которому подотчетен фонд, заявили, что никаких неожиданных поворотов в его судьбе не ожидается. Как и прописано в законе, он будет работать до 1 января 2018 года.
Если информация о том, что на самом высшем уровне недовольны результатами работы структуры, окажется правдой, в этом не будет ничего странного. Буквально накануне фонд опубликовал отчет о работе, согласно которому с 2014 г. в России расселено 6,55 млн кв. м жилья, признанного аварийным до 2012 г., что составляет 59% от целевого показателя в 11,15 млн "квадратов". Таким образом, за оставшиеся чуть больше года работы организации ей предстоит совместно с регионами переселить 291,64 тысячи человек из аварийного жилья площадью 4,6 млн кв. метров. Иначе президентский указ не будет выполнен. Задача, судя по всему, не имеет решения. Особенно с учетом того, что в 14 регионах программа выполнена в объеме от 25 до 50%, а в Туве успели расселить менее 10% ветхого фонда.
Претензии к Фонду ЖКХ имеются и у Счетной палаты. Ведомство выяснило, что фонд подолгу не может освоить аккумулированные на его счетах бюджетные средства - они лежат мертвым грузом на депозитах. В начале нынешнего года объем временно свободных средств фонда составлял 58,7 млрд руб., из них 51,5 млрд руб. было размещено на депозитных счетах. Глава ведомства Татьяна Голикова обещала совместно с Минфином "закрыть "форточки", в которые благополучно, без нарушения закона утекают бюджетные ресурсы".
Между тем эксперты, скорее, соглашаются с Игорем Шпектором, чем с Татьяной Голиковой: с Фондом ЖКХ лучше, чем без него. Во-первых, без этой структуры не удалось бы запустить систему капитального ремонта. Во-вторых, очевидно, что расселить всех нуждающихся к концу 2017 г. не удастся, и проблему эту придется как-то решать. Регионы с ней сами явно не справятся, а Фонд ЖКХ пусть и с нареканиями, но работу эту выполняет. В складывающихся экономических обстоятельствах вмешиваться в деятельность слаженно работающих управленческих механизмов такого уровня - непозволительная роскошь.
В регионах тоже не хотят, чтобы Фонд содействия реформированию ЖКХ прекращал свою деятельность. К примеру, в Нижегородской области на расселение трущоб требуется еще около 7,3 млрд рублей. Этих денег в региональной казне нет, а потому областная власть просит Москву выделить требуемую сумму через фонд. Чьи аргументы перевесят в этом споре, покажет время.