Все меньше времени остается до саммита ОПЕК, который должен дать, наконец, ответ на вопрос, который уже второй месяц будоражит умы биржевых спекулянтов и аналитиков, - будет ли все-таки подписан договор об ограничении добычи нефти в странах картеля или вновь повторится весенняя история, когда с треском провалились аналогичные переговоры. Сегодня в Дохе в рамках неформальных консультаций 11 стран - производителей черного золота в очередной раз "сверяют часы" накануне знаменательного заседания. Но вряд ли и эта встреча прояснит туманное будущее пресловутого соглашения.
Фото: Global Look
Судя по тому, что Ирак, наиболее вероятный противник заморозки на текущих условиях, отказался прислать своих представителей в столицу Катара, особых новостей ждать не приходится. Багдад требует для себя такого же исключения, которое предполагается для ослабленной длительными санкциями нефтяной отрасли Ирана и ослабленных войнами Нигерии и Ливии, совершенно справедливо отмечая, что и в Ираке добыча сильно страдает от продолжающегося вооруженного конфликта с террористами. Нигерия и Иран, кстати, тоже не собираются участвовать в этой встрече.
Нарастающие сомнения относительно способности стран ОПЕК договориться между собой отражаются на стоимости нефти. Некоторая эйфория, охватившая рынок сразу после объявления о предварительной договоренности по заморозке, достигнутой 28 сентября в Алжире, оказалась недолгой. Уже в начале ноября на фоне обострившихся разногласий между участниками картеля котировки черного золота откатились к отметке $45 - 47 за баррель, где и продолжают трепыхаться по сей день. Некоторые аналитики всерьез предполагают, что в случае срыва соглашения цены вполне могут откатиться и к $40 за баррель. Впрочем, хватает и тех, кто подобного пессимизма не разделяет.
По большому счету, инвесторы наверняка уже заложили в свои стратегии оба сценария - и подписание соглашения, и отказ от него. Да и сама ОПЕК уже давно не оказывает существенного влияния на нефтяной рынок. Слабые колебания цен в ответ на словесные интервенции представителей картеля - не более чем игры спекулянтов. Вот и после 30 ноября ожидать каких-то резких движений не стоит. Более вероятно отклонение на пару - тройку долларов в ту или иную сторону, в зависимости от результата саммита.
Кстати, такой же словесной интервенций, не способной оказать сколько-нибудь заметного влияния на нефтяной рынок, аналитики считают и растиражированное намедни мировыми СМИ сообщение об открытии крупнейшего месторождения нефти в США. Американцы не просто слукавили, выдав за сенсацию всего лишь оценку ресурсов, как выразился российский министр природных ресурсов Сергей Донской, на самом деле они вообще ничего принципиально нового не открыли, уверен ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.
Техас очень хорошо изучен, добыча нефти там идет больше 100 лет, соответственно, и все формации нефтеносные в этом штате давным-давно известны, изучены, обмерены и запасы подсчитаны, пояснил он "Утру". "Просто запасы очень крупного сланцевого месторождения поставлены на государственный баланс Соединенных Штатов", - подытожил эксперт. При этом особо подчеркнул тот факт, что месторождение именно сланцевое, то есть на данный момент совершенно неперспективное.
Операционные затраты на добычу сланцевой нефти таковы, что при нынешнем уровне цен разработка этого месторождения не имеет никакого экономического смысла. Поэтому как не разрабатывали это месторождение, так и не будут, убежден аналитик. По его словам, в России целая куча месторождений такого же масштаба, не поставленных на государственный баланс запасов страны. Причем среди них есть те, что в свое время были самыми большими месторождениями на планете, - в частности, Оленёкское месторождение битумов. "Есть масса объектов, которые по разным технологическим и экономическим причинам не считаются перспективными. Поэтому то, что сделали американцы, в детском саду называют "финт ушами". Это вовсе не какое-то открытие", - иронизирует Танкаев.
Само по себе месторождение, о котором сообщили американцы, действительно относится к разряду уникальных. Оно содержит 2,7 млрд т извлекаемых запасов нефти. "По масштабам это примерно, как наш Самотлор. Если бы это было нормальное месторождение традиционной нефти, с традиционными затратами на добычу в $3 - 5 за баррель, это был бы передел нефтяного рынка значительный. А то, что сейчас нашли, с операционными затратами $35 - 50 за баррель, это ничто. Потому что разрабатывать это месторождение невыгодно, эту нефть никто добывать не станет. Себе в убыток ведь нельзя работать", - рассуждает эксперт.
Он отмечает, что, когда говорят об операционных затратах на добычу, имеется в виду только себестоимость на устье скважины. Есть добавить еще транспортировку, подготовку нефти, расходы на маркетинг и другие, получается, что при операционных затратах в $35 за баррель выгодно добывать сланцевую нефть только при цене $60 за баррель. Поскольку нынешняя цена нефти далека от этой цифры, добыча сланцевой нефти в США сегодня довольно быстро сворачивается, и очевидно, что на этом фоне вводить в разработку новое месторождение просто нецелесообразно.
У этого месторождение есть еще и второе дно, не рыночное. Дело в том, что в США очень сильно общественное движение против гидроразрыва пластов, который применяется для извлечения сланцевой нефти. Есть два обстоятельства, из-за которых данная технология очень сильно беспокоит население тех территорий, где производятся подобные операции. Для Техаса основным является тот факт, что в штате имеются серьезные проблемы с питьевой водой. И при гидроразрыве очень большое количество ядовитых веществ попадает в водоносные горизонты, откуда техасцы берут воду артезианскими скважинами.
Второй важный момент связан с тем, что в результате гидроразрыва начинаются землетрясения там, где раньше их никогда не бывало. Сначала слабые, в два балла по шкале Рихтера, потом эти баллы нарастают до четырех. "Если два балла - это люстра качается, то четыре балла в условиях американских халуп, которые строятся из картона, означает, что стены сложились", - живописует аналитик. Так что совсем не факт, что даже при благоприятных рыночных условиях это месторождение разрешат разрабатывать.