Министерство обороны России снова бьет тревогу по поводу применения террористами ИГ* (запрещенная в России организация) химического оружия, от которого гибнут бойцы Республиканской гвардии и мирные граждане. По сообщению официального представителя военного ведомства Игоря Конашенкова, в квартале 1070 на юго-западной окраине Алеппо российскими экспертами проведена экспресс-идентификация девяти отобранных проб (фрагментов мин, грунта из воронок, с места падения мин). В результате было подтверждено использование в качестве наполнения боеприпасов хлора и белого фосфора.
На производстве химического оружия в бывшем СССР. Фото: ТАСС
Главный вопрос - откуда химическое оружие в Сирии? Есть несколько вариантов ответов. Во-первых, это старые запасы, которые администрация Асада не успела полностью вывезти из страны в связи с распространением гражданской войны. Во-вторых, снаряды и вещества, ввезенные с территории других стран, поскольку никто из мировых экспертов не может дать гарантию, что все запасы боевых отравляющих веществ на Ближнем Востоке были уничтожены либо вывезены для этой цели. И наконец, некоторые вещества можно производить на полуподпольных заводах, которые имеются в распоряжении группировок боевиков.
Для Ближнего Востока химическое оружие - больная тема. Именно наличие этого средства массового поражения ранее стало официальным предлогом для агрессии США в Ираке.
Сирия была одной из очень немногих стран (вместе с Анголой, Северной Кореей, Египтом и Южным Суданом), которые с апреля 1997 г., когда в силу вступила международная Конвенция по запрещению химического оружия, не подписали соглашение об уничтожении яда. Только в октябре 2013 г. президент Башар Асад поставил подпись под этим документом после инцидента в пригороде Дамаска - Гуте, где якобы правительственными войсками были применены боевые отравляющие вещества. После ультиматумов США при посредничестве России законное правительство Сирии приняло решение избавиться от запасов химоружия и передать его под международный контроль. Группа экспертов и наблюдателей из нескольких стран оценила сирийские запасы боевых отравляющих веществ в 1000 тонн. В основном это были вещества нервно-паралитического действия - зарин, горчичный газ и другие. К апрелю 2014 г., по официальным данным международной комиссии, с территории Сирии было вывезено 65% отравляющих веществ. Завершение "эвакуации" отравляющих веществ было намечено на лето 2014 г., однако война внесла свои коррективы.
Поскольку правительство Асада не контролирует всю территорию Сирии, то полной уверенности в том, что химическое оружие все же было вывезено, нет. Какая-то его часть вполне могла попасть в руки радикалов. По данным американских спецслужб, в Аль-Сафире, Хаме, Хомсе, Латакии и Пальмире имелись заводы по производству химоружия. Насколько это соответствует действительности - судить сложно. Однако при нынешнем уровне развития техники создавать полуподпольные химические производства вполне возможно.
По словам эксперта ассоциации военных политологов, доцента кафедры политологии и социологии РЭУ имени Плеханова Олега Глазунова, террористические группировки заполучили в свои руки уже готовые к употреблению иприт и хлор, которые были синтезированы уже в ходе войны.
Иприт - один из пионеров среди боевых отравляющих веществ, был впервые применен еще на полях Первой мировой войны. Это вещество кожно-нарывного действия, в организм проникает через дыхательные пути или при приеме пищи. Характерными симптомами поражения являются покраснение кожи и образование мелких болезненных пузырей. При тяжелых отравлениях может наступить летальных исход. Самая неприятная особенность иприта - последствия поражения фиксируются не в момент контакта с веществом, а через несколько часов. От действия данного вещества может защитить только специальных костюм, полностью закрывающий тело человека. Однако, учитывая высокую проникающую способность иприта, даже в таком костюме рекомендуется не находиться в зоне заражения больше 30-40 минут.
Хлор, о применении которого в Сирии сообщили российские эксперты, - вещество удушающего действия. Небольшой его концентрации достаточно, чтобы вызвать быструю смерть от удушья. Надежным способом борьбы с поражением хлором является применение изолирующих масок (противогазов). В современной войне большой поражающий эффект от действия газов достигается в основном за счет внезапного применения, поскольку противогаз давно не используется воюющими сторонами.
Не исключено, что боевые отравляющие вещества завозятся в Сирию с территорий иностранных государств. Так, со слов представителей Ирака и Ливии стало известно, что в этих странах до недавнего времени действовали предприятия по производству химического оружия. Оба этих государства стали жертвой агрессии Запада. Что сейчас там происходит с химическим оружием, сказать очень сложно. В Ливии, например, центральное правительство не знает, что происходит за пределами Триполи, а половина территории современного Ирака объята войной с ИГ.
В условиях, когда некоторые из радикальных группировок под видом умеренной оппозиции открыто поддерживаются США и их европейскими союзниками, можно ожидать любых провокаций с их стороны, в том числе и с использованием химического оружия. Этот вариант не кажется фантастическим, поскольку администрация США в течение всего сирийского конфликта неуклонно преследует цель любыми средствами отрешить законного президента Башара Асада от власти. А в средствах вашингтонские политики, как показывает практика, достаточно неразборчивы.
Избрание нового президента США дает некоторый шанс, что поддержка радикалов прекратится.
* Организация запрещена на территории РФ