Миру предстоит сосуществовать с радикалами

Читать в полной версии →
Запущенная французскими властями кампания против радикализации своих граждан, по мнению российских экспертов, особым успехом не увенчается, но предпринимать подобные шаги все равно необходимо

Запущенная французскими властями кампания против радикализации своих граждан, по мнению российских экспертов, особым успехом не увенчается, но предпринимать подобные шаги все равно необходимо. Вербовщики предлагают коктейль из романтики и идеологии, альтернативу которому пока никто не изобрел.

Фото: ZUMA/ ТАСС

Переубедить французов, собравшихся воевать на стороне террористов, по замыслу властей, сможет сайт stop-djihadisme, расположенный на государственном домене. Размещенные там материалы позволяют подробнее вникнуть в проблему радикализации, ставшую для Франции настоящей головной болью. По официальным данным, с 2014 г. французские семьи сообщили о 5,7 тысячи людей, заподозренных в принадлежности к исламистским радикальным организациям.

Помимо прочего, на сайте есть интерактивные видео, наглядно показывающие путь обычного человека в запрещенную террористическую группировку "Исламское государство*". В одном из них юная француженка общается в Сети с неизвестным молодым человеком, потом соглашается на встречу с ним. Юноша и его друзья предлагают "бороться против несправедливости". В итоге, отправившись в Турцию для заключения брака с "возлюбленным", девушка оказывается в рядах джихадистов. 

На каждом этапе развития событий зрителю предлагается сделать выбор: "остаться с молодым человеком или вернуться домой", "открыть дверь неизвестному или позвонить и попросить о помощи", "оставить своих прежних подруг или вернуться к ним". В зависимости от сделанного выбора жизнь девушки повернется иным образом, и, возможно, радикализации удастся избежать. 

Кроме того, сайт содержит видеосвидетельства родителей, чьи дети попали в террористические группировки, советы тем, чьи близкие, возможно, оказались под влиянием вербовщиков, справки по различным террористическим объединениям. На сайте указан и телефон горячей линии, специалисты которой окажут необходимую помощь. 

Известный востоковед Алексей Малашенко сомневается в том, что данная инициатива принесет немедленные результаты, если вообще их принесет. Вошедшее в обиход понятие "секс-джихад" - чрезвычайно сложное явление, которое с наскоку не победить. Причем россиянка Варвара Караулова, по его словам, это отдельный случай, в ее истории много нюансов и оттенков. Но в целом, по определению эксперта, секс-джихад - "это когда баба едет к любовнику в "Исламское государство", чтобы там защищать ислам". Более популярная причина - стремление девушки выйти замуж за крутого парня с автоматом.

Комментируя для "Утра" инициативу французских властей, эксперт назвал ее достаточно оригинальной. "Идея очень хорошая, поиски правильные, но они ведутся методом тыка, от беспомощности. Тупой пропагандой это явление не победить, так что в данной ситуации, как ни парадоксально, метод тыка - единственно возможный. То, что делают сейчас французы, обязательно надо делать - бездействовать тоже недопустимо, но немедленного или окончательного результата не будет. Как этому противостоять, пока никто толком не понимает, простого решения или абсолютных методов нет. Может, методом тыка мы к чему-нибудь и придем", - подчеркнул Малашенко.

Проблема же заключается в том, что сайт предлагает некий выбор, дискуссионность, но как раз на этом поприще, как показывает практика, джихадисты из ИГ* и прочие профессиональные пропагандисты очень часто выигрывают. "Вопрос в том, на чьей стороне будет больше аргументов, но они - очень хорошие полемисты, причем инстинктивные. Нет ни школ, ни курсов, ни уроков, где их к этому готовили, - ребята просто убеждены в своей идее. Кстати, их кинематографисты в этом отношении работают хуже, их ролики довольно глуповаты и рассчитаны на тупого обывателя. А в полемике, разговорах о социальной справедливости, о справедливом правителе, об исламских ценностях они ничуть не уступают нашим православным фундаменталистам. Эти люди верят в то, что говорят. И пока они работают в интернете, они ведь тоже набираются опыта. Поэтому, когда появляется выбор, еще неизвестно, на чьей стороне окажется эта условная девушка. На каждое ее замечание и на каждый перекресток в диалоге можно очень ловко возражать с позиций этого "Исламского государства", - считает эксперт.

Противостоять этому крайне сложно еще и потому, что оппонент апеллирует к религии, порядочности, честности, вере, любви, взывает к Всевышнему. "И этот момент переубеждения - очень непрост, это вам не театр Петросяна. Они прекрасно знают, к чему они могут апеллировать, к каким чувствам, настроениям, к кому. Но самое главное, тут нужны очень сильные контраргументы, очень правильный и тонкий стиль", потому что иначе, если вы будете постоянно говорить, что "Исламское государство" - это г****, наоборот, еще больше поверят в то, что это конфетка. Тем более что речь идет о молодежи с ее скептицизмом. Есть какие-то вещи, у которых нет решения, как бы нам того ни хотелось. И чем больше их запрещать, тем больше интереса. Когда Пастернака запрещали, все его читали. Сейчас он разрешен - никто не читает, и вообще многие вспомнили о нем только после одноименного фильма", - отметил аналитик.

Многие мусульманские ученые авторитеты не первый год доказывают, что "Исламское государство" не имеет к исламу никакого отношения, и ратуют за просвещение. Они полагают, что, объясняя людям истинные ценности ислама, проще будет отделять зерна от плевел. ИГ в их версии - коммерческое предприятие, прикрывающееся исламскими знаменами, а на практике реализующее далекие от ислама цели.

Однако Алексей Малашенко считает, что не следует недооценивать фанатизм приверженцев этого явления. "Это мы все сводим к деньгам, но это наша логика - что их всех купили. А там есть дикая, фанатичная вера. И это - в основе. Иначе какого черта им бороться и жертвовать собой? Или поставьте себя на место Бен Ладена - 300 миллионов баксов. Какого черта вы полезете в этот Афганистан, будете жить в пещере и заниматься бог весть чем, а потом вас убьют? Бабла с этого не заработать, но лезут же. Это религиозная идея, фанатизм, совсем другая логика и совсем другой мир. И когда вы с ними пытаетесь полемизировать, это как об стенку горох. Они сами верят в то, что это и ислам, и любовь. Условный мальчик, к которому едет условная девочка, готов к самопожертвованию. Они борются во имя Аллаха за самое лучшее, что есть в жизни, а их враг - заведомо нехороший человек, и бороться против него можно любым способом. Чтобы бороться с ИГ, надо понимать их логику, а их логику обычный человек никогда не поймет", - отметил собеседник "Утра".

Таким образом, вербовщики предлагают своим жертвам достаточно крепкий "коктейль" из романтики и идеологии, альтернативу которому пока что никто не изобрел. "Ключевое слово - альтернатива, и думать над этим нужно не два года, а целое поколение. Это не бандиты, не гангстеры, это феномен, качественно другая ситуация, к которой мы оказались не готовы. А мы пытаемся решить ее обычными политическими, идеологическими, финансовыми методами. Мы настолько привыкли к тому, что религия умирает, что, когда она вернулась, нам остается лишь разводить руками", - считает Алексей Малашенко.

Другой вопрос, почему религия - раз уж она так или иначе лежит в основе "привлекательности" ИГ - оказалась востребованной именно в такой форме? Если уж молодые женщины по всему миру внезапно открывают в себе такую набожность, реализовать ее они могли бы и менее брутальным способом. Однако они бегут к парням с автоматами - и это тоже понятно, считает эксперт. Автомат, по его словам, это демонстрация силы, как и религия, как и любовь, и джихадисты доносят это весьма убедительно. Недаром же один из популярных лозунгов "Исламского государства" гласит: "From zero to hero" ("Был нулем, стал героем").

Безусловно, чем больше девочек уедет - тем больше их потом вернется, поняв, что в пустыне без воды "секс-джихад" выглядит совсем не так романтично, как в интернет-переписке. Но постоянно будут бежать новые. На идеологическом поле будут и победы, и поражения, предсказывает эксперт: в момент, когда покажется, что все решено, в ряды джихадистов хлынут новые массы любителей острых ощущений. Окончательно ликвидировать ИГ в Ираке или Сирии тоже не вариант: он всплывет где-то еще. В итоге, считает собеседник "Утра", готовиться надо к тому, что предстоит не только долгая борьба, но и долгое напряженное сосуществование.

* Организация запрещена на территории РФ

Арсений ПАЛКИН |
Выбор читателей