Клиенты нескольких банков с отозванной лицензией, защищать интересы которых поручено Агентству по страхованию вкладов (АСВ), оказались в тупике. Им не только не вернули застрахованные государством деньги, но даже не сообщили, когда ждать возврата средств.
Российская бюрократическая машина по-прежнему неповоротлива. В этом на собственном опыте убедились вкладчики "Росинтербанка", ВПБ, "Арксбанка" и ряда других кредитных организаций, лицензии у которых отозвал Центробанк. Согласно установленной процедуре, Агентство по страхованию вкладов (АСВ) должно выбрать банки-агенты, через которые клиенты этих банков получат обратно свои деньги. На деле же все сложнее.
Неделю назад, 22 ноября, около 20 клиентов нескольких банков с отозванной лицензией собрались у главного офиса АСВ, чтобы узнать, когда же ждать возврата денег. Предполагалось, что инициативная группа вкладчиков сможет пообщаться с директором департамента страхования банковских вкладов АСВ Алексеем Абрамовым. Но в назначенное время у входа в офис была выставлена охрана, которая сообщила, что на встречу пустит не всех желающих, а пять человек.
Это вызвало возмущение собравшихся. Было неясно, по какому принципу отобрали "избранных". У некоторых вкладчиков даже закрались подозрения, что агентство пригласило только лояльных клиентов, чтобы свести к минимуму неудобные вопросы.
"Условия встречи были переиграны в последний момент. Накануне вечером туда попали отдельные люди, которые могут там решать свои личные проблемы. Гарантий, что они будут выступать в интересах всех вкладчиков, нет", - считает одна из активисток Алла Новикова.
При этом, как утверждают вкладчики, представители АСВ признали, что сроки по выплате страхового возмещения пропущены. По их словам, причиной тому является исключительно работа временной администрации, которая на сегодняшний день представлена сотрудниками ЦБ. Однако господин Абрамов заверил: скоро временную администрацию заменит конкурсный управляющий в лице сотрудника агентства, что значительно ускорит работу. И даже процесс выплат пойдет значительно быстрее, поскольку "в ЦБ не хватает сотрудников". Такое ощущение, что рвение регулятора по очистке банковского сектора оказалось гораздо сильнее, чем административный ресурс самого Центробанка и АСВ в придачу.
Абрамов попытался успокоить вкладчиков: все, кто имеют на руках документы, подтверждающие сумму вклада, получат полную страховку до конца этого года. А вот остальным придется доказывать свое право на страховое возмещение через суд. И тут же предостерег: не надо тормозить работу АСВ. А именно - не дублировать заявления о несогласии с суммой вклада и не писать жалобы пачками. Поскольку в этом случае приходится тратить время на прием и регистрацию второго заявления и его сверку с первым, после чего выбирают одно из них. Хотя в это время можно было бы рассматривать другие заявления.
"Утро" по результатам встречи с вкладчиками попыталось получить в Агентстве по страхованию вкладов комментарии о том, по какому принципу были отобраны вкладчики-делегаты и понесет ли кто-то ответственность за срыв сроков выплат возмещения, но оперативно сделать это не удалось.
Кстати, спустя два дня после этой встречи пресс-служба АСВ распространила сообщение, что Агентство "продолжает работу по восстановлению отсутствующей информации об открытых счетах вкладах граждан, пострадавших от действий АО "Арксбанк", клиенты которого, напомним, также добивались беседы с Абрамовым. Указывается, что по состоянию на 23 ноября 2016 г. в Агентстве зарегистрированы заявления 39 тысяч вкладчиков. Из них по 37 тысячам вкладчиков приняты положительные решения на полную сумму заявленных требований в общем размере 33,5 млрд рублей.
Впрочем, активистов эта информация не успокоила. Они заявляют, что не собираются сидеть сложа руки. Уже обсуждается возможность новой встречи инициативной группы с администрацией АСВ. А люди, вклады которых оказались вне реестра назначенных выплат, поговаривают о консолидации сил и выхода на митинг в защиту своих прав по страхованию вкладов.