В понедельник Святошинский суд Киева, наконец, осуществил допрос бывшего президента Украины Виктора Януковича, проходящего свидетелем по делу о событиях на Майдане и в целом в стране в ноябре 2013 - феврале 2014 годов. Экс-лидер нации отвечал в течение нескольких часов на вопросы прокуроров, родственников пострадавших, а также защитников сотрудников спецподразделения "Беркут", которых 28 ноября все-таки доставили в зал заседания.
Виктор Янукович дает показания по делу о событиях Майдана-2014. Фото: Валерий Матыцин/ ТАСС
О законе для евромайдановцев и радикалах
Прежде всего, Янукович напомнил суду, что принятый Верховной радой в феврале 2014-го закон о недопущении преследования участников акций протеста заблокировал расследование преступлений, совершенных в дни "евромайдана".
"Закон Украины, принятый парламентом в феврале 2014 года о недопущении преследования лиц, которые были на Майдане, на мой взгляд, прямо нарушает конституцию Украины. Статья 9 этого закона запрещает сбор и распространение персональных данных лиц, которые были участниками тех процессов, а также данных, которые были получены в связи с участием этих лиц в процессах. В соответствии с этим законом эти данные подлежат уничтожению", - заявил он.
По словам экс-президента, таким образом закон "заблокировал рассмотрение тех уголовных преступлений, которые были совершены во время акций протеста на Майдане". Между тем, по его мнению, "невозможно рассматривать вопрос об убийстве невинных людей на Майдане без учета убийств сотрудников правоохранительных органов".
Янукович считает, что в эскалации ситуации во время митингов в центре украинской столицы виноваты радикалы, причем сам он делал все, чтобы избежать обострения. "Убежден в том, что люди на Майдане в этом были не виноваты, были виноваты радикалы, которые ими манипулировали. Я убежден, что именно они спровоцировали кровопролитие", - сказал свидетель на допросе в суде.
"С самого начала и до конца я был против применения оружия и кровопролития. Я не мог таких приказов давать", - так ответил Янукович на вопрос, не давал ли он приказа в письменной или устной форме правоохранительным органам на силовой разгон Майдана. Он напомнил, что все шло к мирной развязке: на него давили, чтобы он сформировал правительство во главе с Арсением Яценюком, однако тот был против, а к вооруженному противостоянию призывали те, кто находится у власти в настоящее время, в том числе и нынешний генпрокурор Юрий Луценко.
"Виноваты провокаторы и радикалы, которые и спровоцировали кровь. Если бы не они, не было бы ситуации в Крыму и на Донбассе", - подчеркнул свидетель.
Про "Беркут"
"Это была спланированная провокация. Студентов в то время было единицы. Но появились радикалы, которые начали провоцировать "Беркут". "Беркут" превысил свои полномочия. Это моя точка зрения. Но виновные были наказаны. Мне все время говорят о Левочкине. Да, возможно, он был к этому причастен. Возможно. Но никаких доказательств у меня нет", - рассказал экс-президент.
Напомним, Сергей Левочкин с 2010 г. по 17 января 2014-го был главой администрации Януковича. Бывший глава государства сегодня признал: оперативный штаб создан не был; кто отдавал приказы спецорганам, он не знает; о том, что стреляют из зданий, захваченных оппозицией, узнал из СМИ; кто приказал выдать "Беркуту" огнестрельное оружие, также не знает.
Янукович не смог припомнить, чтобы в февральские дни 2014 г. он говорил по телефону с кем бы то ни было из Москвы или чтобы экс-премьер Николай Азаров летал в Россию на консультации.
Про покушение и бегство
Также бывший президент Украины рассказал, что после подписания в феврале соглашения с оппозицией об урегулировании политического кризиса его кортеж был обстрелян из автоматического оружия.
"Я считаю, что такие ужасные факты нарушения конституции Украины, такие ужасные факты как покушение на жизнь главы государства любая власть, которая следующая приходит, должна их расследовать. Потому что если этого не будет, мы никогда не выйдем из этого круга, ужасного для государства", - считает Янукович.
В ходе допроса он заявил, что его пытались незаконно задержать еще до официального отстранения от власти, и даже были предприняты попытки посадить президентский самолет с помощью истребителей.
"Решение, которое было принято в парламенте 22 февраля, действия, которые проходили на территории Украины, они были антизаконны. Во-первых, я был действующим президентом. Меня пытались задержать незаконно, на меня оказывали давление должностные лица, которые, условно говоря, должны были обеспечивать закон, а они его нарушали. Постановление об отстранении от власти было принято после 17:00, а около 14:00 (того же дня - ред.) меня пытались уже задержать в Донецком аэропорту, и, когда я был в воздухе, меня пытались посадить, поднять истребители. Это уже были военные события", - сказал Янукович.
Он в очередной раз подтвердил, что находился на территории Украины в день, когда Рада приняла решение о его отстранении с поста президента страны.
Януковичу доложили, что его кортеж, направлявшийся в Харьков на автомобилях, в то время как сам он туда же летел самолетом, был обстрелян, в результате чего один из его охранников получил ранение.
Из Харькова Янукович отправился самолетом в Донецк. "Когда я туда летел, позвонил военный диспетчер и дал приказ летчикам возвращаться в Харьков. Для чего, зачем? Мне неизвестно. Я задал вопрос, кто он такой, что дает президенту такие приказы. Он сказал, что такой приказ он получил от спикера Рады (Александра) Турчинова", - продолжил свидетель.
Когда летчик отказался выполнять данное распоряжение, диспетчер сообщил, что поднимет авиацию.
В самам же Донецке Януковича встретили пограничники и попытались его задержать. "Я сказал, что это преступление, это нарушение закона, рядом со мной охрана, которая тоже вооружена. Они со мной согласились...", - сказал экс-лидер Украины.
"Учитывая, что у меня было намерение лететь после Донецка или в Крым, или в Киев, а аэропорт Донецка был заблокирован, я принял решение ехать в Крым на автомобиле. 22 февраля, когда мы двигались в направлении Крыма, в районе Мелитополя нас ожидала засада. Как сообщила передовая группа, которая меня сопровождала, она увидела людей без опознавательных знаков, вооруженных автоматическим оружием, а перед постом были установлены два крупнокалиберных пулемета. Передовая группа увидела эту западню, развернулась, в телефонном режиме предупредила охрану, и колонна была остановлена", - вспоминает Янукович.
"Ситуация была сложная, так как у меня были еще женщины и дети. К тому же по телефону поступила информация от сотрудников ГАИ, что в этой засаде люди обсуждают вопрос о том, чтобы расстрелять кортеж президента и никого не оставлять в живых. Когда мы получили эти данные, была уже поздняя ночь. Впереди дорога была перекрыта. К тому же была информация, что из Донецка вслед за нами тоже выехали. Фактически, нас начали окружать. Речь шла о жизни людей", - продолжил рассказ бывший президент страны.
"И когда мне задали вопрос охранники, что будем делать, я сказал, что нужно двигаться на Крым, нужно искать дороги, какими мы можем туда попасть. И, когда мы будем в Крыму, дальше уже будем думать, что делать", - сообщил суду Янукович.
По его словам, о пострадавших в ходе протестов ему докладывали также 24 и 27 января.
Янукович рассказал, что по участникам Майдана стреляли такие же митингующие, а огонь велся из зданий, подконтрольных оппозиции.
Однако он подчеркнул, что всю политическую ответственность за произошедшее в феврале 2014-го прежде всего несут все лидеры евромайдана.
Допрос бывшего президента длился около 6 часов. В конце заседания председательствующий судья Сергей Дячук сообщил: "Суд констатирует, что все стороны имели возможность поставить свои вопросы, мы благодарим Ростовский областной суд за проделанную работу, позволившую нам сегодня провести такой емкий и насыщенный допрос".
Кроме того, он проинформировал, что следующее судебное заседание назначено на 2 декабря, ближайшую пятницу, на 13:00 по киевскому времени (14:00 мск), и уточнил, что на нем будет допрошен в режиме видеосвязи экс-командующий внутренними войсками Украины Станислав Шуляк.