Жизнь российских пенсионеров в ближайшей перспективе слаще не станет – индексация, закладываемая в бюджет следующих трех лет, не сможет даже поддержать текущий уровень их благосостояния. За этот период соотношение к прожиточному минимуму пенсии по старости уменьшится на 12,5%, и никак не в пользу последних (до 150% с сегодняшних 161%). А тем, кто получает пенсии социальные, они не обеспечат даже уровень выживания.
Фото: Alexander Zemlianichenko/ AP/ ТАСС
Об этом говорится в презентации к докладу главы Пенсионного фонда Антона Дроздова, которая оказалась в распоряжении "Газеты.Ru". Доклад этот руководитель ПФР зачитал на прошлой неделе на международном форуме "Ловушка "новой нормальности". При этом, отмечает издание, официально выступление Дроздова на форуме не анонсировалось, а посему, пресса обошла его своим вниманием, и получила информацию об уже состоявшейся дискуссии и, собственно, презентации и тезисах выступления, от присутствовавших на этом пленарном заседании. Но и тут это вопрос остался практически за скобками, все внимание оттянула на себя обсуждавшаяся там же проблема повышения пенсионного возраста.
Но и резонанс СМИ по выплывшим наружу предложениям, от которых ПФР, впрочем, дистанцировался, а кроме того, заявил, что и правительство не является их автором, привел к тому, что презентация и вовсе была удалена с сайта университета
После резонанса в СМИ Пенсионный фонд уточнял, что сам не является автором этих предложений, в правительстве они не рассматриваются, а презентация и вовсе была удалена с сайта.
Но, как сообщает ознакомившаяся с ней "Газета.Ru" из текста ее следует, что соотношение пенсий с минимальным прожиточным минимумом пенсионеров, заметно снизившись за последние два года, продолжит падение в предстоящую трехлетку.
Если в 2014 году оно составляло 173,5%, в текущем году уже покатилось под гору и сократилось до 161%, а к 2019 году снизится до 148,4%. Наиболее сильно падение пенсии "провалятся" в 2018 году - почти на 10%.
Уточним - прожиточный минимум пенсионера ежегодно рассчитывается правительством на основании потребительской корзины и статистики инфляции по продуктам питания и непродовольственным товарам, а затем вводится в ранг закона, когда принимается госбюджет. На его основании регионы рассчитывают собственный прожиточный минимум пенсионера.
Прогнозируемый размер пенсии по старости в 2017 году составит 13 657 руб. (при прожиточном минимуме пенсионера 8540 руб.), в 2018-м - 14 045 руб. (9364 руб.), в 2019-м -14 439 руб. (9729 руб.).
Социальные пенсии сегодня едва переваливают за уровень одного прожиточного минимума (104,7%, или 8552 руб.), а к 2018 году от них останется лишь 97,8% от прогнозируемого минимума (9159 руб). И только в 2019 году, как ожидается, эти величины вновь совпадут с небольшим знаком плюс в пользу соцпособий (102% роста или 9926 руб).
Доплата под вопросом
ПФР уточняет – свои расчеты фонд сделал на основе прогноза Минэкономразвития, уточнили в пресс-службе ПФР. А такая негативная динамика пенсий связана с отказом правительства индексировать пенсии работающим пенсионерам.
Прожиточный минимум пенсионера на федеральном и региональном уровне теоретически служит для определения социальной доплаты к пенсиям.
Если пенсия с учетом выплаты всех средств господдержки (компенсации за пользование телефоном, жилыми помещениями, проезд на всех видах пассажирского транспорта, субсидии на коммунальныме услуги), в том числе и региональных не превысит прожиточный минимум, то только в этом случае люди, вышедшие на заслуженный отдых, смогут претендовать на такие соцдоплаты. При этом пенсионер еще не должен работать.
Пенсионная инерция
Развитию пенсионной системы препятствует целый ряд обстоятельств, отмечается в презентации ПФР. Это и макроэкономические показатели, и инфляция, и ситуация на рынке труда, в том числе, низкая производительность труда и большой процент теневой занятости, и демографический провал. И это только внешние факторы, но есть еще и внутренние проблемы самой пенсионной системы - досрочные пенсии, низкие требования к минимальному трудовому стажу, риски в накопительной составляющей другие.
Все это расшатывает устойчивость бюджета Пенсионного фонда. Ведет к росту числа пенсионеров с низкими доходами, общему снижению коэффициента замещения зарплаты и все большей потребности в трансфертах из федерального бюджета.
Пока, правда они снижаются - с 2,6% в 2016-м до 2,2% в 2019 году. И в значительной степени этому поспособствовало заморозка сумм страховых взносов на накопительную пенсию – суммы это весьма значительные: 387,8 млрд руб. в 2017 году, 443,6 млрд руб. - в 2018-м, 503,5 млрд руб. - в 2019 году.
Из предлагаемых в последнее время мер по "корректировке" пенсионной системы согласованы только три: проведение мер по легализации рынка труда, увеличение пенсионного возраста для госслужащих и выплата пенсий работающим пенсионерам без индексации (последняя из них, надеемся, - временная).
Но эксперты предлагают еще целый ряд мер, за счет которых можно было бы сэкономить 638 млрд руб., снизив бюджетный трансферт Пенсионному фонду до 1,4% ВВП.
Помимо повышения пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и 60 для женщин, предлагается постепенный отказ от отраслевых льгот, повышение страховых взносов, увеличение требований к стажу для назначения досрочных пенсий и другие.
Впрочем, дискуссия эта идет давно, если уж и не с участием правительства, то, по крайней мере, среди экспертов и уже пошла по кругу, поскольку все возможные варианты давно озвучены. Кабинет министров, в первую очередь, его социальный блок, да и Пенсионный фонд пока стараются от этого обсуждения дистанцироваться.
Да и спешить с "донастройкой" пенсионной системы не стоит, отмечают эксперты, в ней и так много проблем и перекосов.