Сегодня в австрийской столице начинает работу встреча министров нефти и энергетики стран ОПЕК, на которой будет рассматриваться возможность достижения конкретных договоренностей о заморозке уровней добычи нефти. Однако, судя по заявлениям приехавших в Вену министров, шансы на это невелики.
Фото: Qian Yi/ ТАСС
Основа для договоренности – итоги неформальной встречи министров в Алжире, где было согласовано ограничение добычи в диапазоне 32,5-33 млн баррелей в сутки. Однако конкретные уровни добычи для каждой страны картеля еще предстоит определить.
Накануне эксперты не смогли сгладить противоречия между странами-участницами, сообщая Reuters. "Иран и Ирак сопротивляются давлению Саудовской Аравии, не желая сокращать добычу нефти, что усложняет попытки участников ОПЕК прийти к соглашению об ограничении мировой добычи черного золота", - пишет агентство.
На фоне растущей напряженности внутри ОПЕК министр энергетики Саудовской Аравии Халед аль-Фалех сказал в воскресенье, что рынок нефти сам найдет баланс в 2017 г., даже если нефтедобывающие страны не будут вмешиваться в его работу. Ранее он утверждал, что Эр-Рияд заинтересован в сделке.
Министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане заявил, что объемы добычи нефти должны сокращать те страны, которые их наращивали, пока Иран находился под действием санкций. Об этом сообщает европейское издание Wall Street Journal. "Естественно, для того, чтобы управлять рынком, эти страны должны взять на себя большие ограничения в добыче, чем другие страны, и быть более ответственными по отношению к своим обязательствам", – цитирует министра агентство ТАСС. Он не назвал конкретные государства, но газета указывает, что Саудовская Аравия в этом году увеличила добычу до 10,6 млн баррелей в день.
Ранее официальный представитель Ирана в ОПЕК Бехруз Байкализаде заявлял, что его страна намерена увеличить долю в общей добыче нефти стран ОПЕК до 10,6–10,7%.
Премьер-министр Ирака Хейдар аль-Абади накануне встречи подтвердил готовность сократить производство черного золота, но ранее он требовал для своей страны ряда исключений. "Да, мы согласились сократить производство. Ирак будет придерживаться этого, поскольку текущий уровень цен на нефть является неадекватным. Он не является устойчивым... Таким образом, мы готовы... сократить собственное производство", – цитирует его слова агентство Прайм, ссылаясь на Associated Press.
Что касается Индонезии, то она будет ориентироваться на ключевых игроков ОПЕК по заморозке добычи, заявил в Вене министр энергетики и минеральных ресурсов этой страны Игнасиус Джонан. "Мы будем ориентироваться на ключевых участников", – сказал он, добавив, что решение об этом еще не принято, пишет ТАСС.
Свою долю неуверенности странам ОПЕК добавляет не входящая в картель Россия, которая держит максимальные уровни добычи нефти. Без ее участия договоренности в Вене работать не будут, полагают эксперты. Видимо, для зондажа российской позиции накануне в Москве побывал министр энергетики Алжира Нуреддин Бутарфа, который встретился за закрытыми дверями с главой Минэнерго РФ Александром Новаком. Он не стал раскрывать подробности переговоров журналистам, сказав только, что едет в Вену, и что в Москве холодно.
Эксперты по-разному оценивает вероятность успеха предстоящей встречи в Вене. Аналитики Goldman Sachs оценивают ее в 30%, сообщает Bloomberg. В случае если страны ОПЕК достигнут согласия, цены на нефть могут подняться в среднем до $55 за баррель в первой половине 2017 г., полагают они. Если же министры договорится не смогут, то летом 2017-го цены на нефть опустятся до $45 за баррель. Но даже при отсутствии сделки стоимость нефти вряд ли опустится ниже $40 за баррель.
Аналитики Nomura считают, что договоренности будут достигнуты с вероятностью 70%, а эксперты Societe Generale - 50%.