В Федеральной антимонопольной службе подготовлен приказ об индексации ОАО "РЖД" вплоть до 2019 года. Рост ставок будет не выше 4%, за исключением контейнерных перевозок. Им позволено подорожать на 8%. По оценке аналитиков, план благоприятен для грузоотправителей, но при отсутствии компенсирующих тарифных мер это приведет к сокращению доходов ОАО "РЖД" примерно на 12 млрд руб. уже в 2017 году.
Фото: Wikimedia
Прежний приказ ФАС, выпущенный в декабре 2015 г., предполагал, что в 2017-м тариф вырастет на 4,5%, в 2018-м еще на 4,1%. В новом приказе рост по всем тарифным позициям в 2017 и 2018 г. не будет превышать 4%. Более значительный рост предусмотрен для тарифов на перевозку грузов в контейнерах. Но и им позволено подорожать на 8% только в 2017 г., а в 2018-м тариф увеличится только на 4%, сообщает "КоммерсантЪ".
Ранее обсуждалась возможность дополнительной индексации тарифа в 2017 г. в 2% - "премии" за скорость доставки грузов. Вместе с утвержденной год назад индексацией на 4,5% это даст 6,5%. Но на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича в средине ноября было предложено произвести индексацию на 2% еще в декабре этого года. Это поднимет базу для расчета тарифа на 2017 г., в результате чего фактически индексация составит 6 - 6,1%, но формально удержится в пределах 4%. Пока судьба этой идеи не известна.
Приказ ФАС не налагает жестких ограничений на тариф, поскольку РЖД имеют право самостоятельно повышать или понижать тарифы в рамках коридора. Он позволяет поднимать тарифы на 13,4% или понижать их на 25% от уровня, согласованного с ФАС. В пояснительной записке к проекту приказа говорится, что ОАО "РЖД" "необходимо продолжать повышать гибкость тарифной политики, учитывающей конъюнктуру товарных рынков, в том числе с учетом изменения ценовых пределов и правил их применения". Ведомство также требует от монополии "изменить внутренний регламент по применению ценовых пределов".
Другим способом повышения доходов станут экспортные надбавки, однако ранее ФАС и РЖД договорились, что их предел будет снижен с 13,4% до 10%. Правда, правительство еще не сказало финального слова. По словам заместителя главы министерства Николая Подгузова, на 2017 г. обсуждается индексация в 4%.
По подсчетам главы агентства "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, если индексация тарифов составит 4%, а не 4,5%, в 2017 г. ОАО "РЖД" недополучит около 6 млрд руб., а допиндексация тарифа по контейнерным перевозкам может дать около 1,9 млрд рублей. В целом доходы ОАО "РЖД" от грузоперевозок могут упасть на 12 млрд руб., подсчитал эксперт.
Но для грузоотправителей индексация в 4% представляется оптимальным вариантом. По мнению Бурмистрова, разовое повышение тарифа на контейнерные перевозки в 2017 г. не приведет к снижению конкурентоспособности, так как это "догоняющая индексация".