Российское правительство распорядилось о выделении из бюджета 2016 г. 5 млрд руб. для Министерства транспорта, которые должны быть потрачены на приобретение лайнера Sukhoi Superjet 100 и самолета для местных авиалиний L-410.
Sukhoi Superjet 100. Фото: Olga Sokolova/ Global Look
Как говорится в документе, подписанном главой правительства Дмитрием Медведевым, средства пойдут на оплату дополнительных акций публичного акционерного общества "Государственная транспортная лизинговая компания", размещаемых этим акционерным обществом в связи с увеличением его уставного капитала, для приобретения указанным акционерным обществом самолетов Sukhoi Superjet 100 и L-410 с целью их передачи по договорам лизинга или аренды. На Sukhoi Superjet 100 должно быть потрачено 4 млрд руб., на L-410 - 1 млрд рублей.
РАО "ГТЛК" - это крупнейший игрок на рынке лизинга в России, входящий в пятерку лидеров по таким показателям как объем лизингового портфеля. Компания полностью принадлежит государству в лице Минтранса РФ, ее клиентами являются крупнейшие российские авиаперевозчики, а также авиакомпании субъектов РФ.
Арифметический подсчет показывает, что на бюджетные деньги компания сможет увеличить свой парк из примерно 50 воздушных судов на 2 "суперджета" и 6 самолетов Л-410, использующихся на местных авиалиниях.
"Принятое решение направлено на обеспечение российских авиакомпаний современными воздушными судами отечественного производства, сохранение рабочих мест и загрузку производственных мощностей предприятий авиастроения, развитие рынка малой авиации и повышение транспортной доступности в регионах", - говорится в пояснительной записке к документу.
Сегодня порядка 80% судов, эксплуатирующихся в российских авиакомпаниях, иностранного производства. В апреле этого года вице-премьер Дмитрий Рогозин, выступая на съезде Союза машиностроителей, назвал позором состояние российского гражданского самолетостроения. "За счет решений, которые мы вынашиваем и которые уже фактически приняты президентом, мы дальше пойдем на вытеснение из ниши дальнемагистральных самолетов - это "Боинги" и "Аэробусы", которые сегодня имеют на нашем рынке 80% представительства. Это просто нетерпимая ситуация", - приводит его слова РИА "Новости".
В августе вице-президент "Гражданских самолетов Сухого" (ГСС) Евгений Андрачников говорил "Известиям", что до конца года два самолета Sukhoi Superjet 100 в бизнес-исполнении поступят в Специальный летный отряд "Россия", который обеспечивает перевозку первых лиц государства.
В компании "Сухой", которая производит "суперджет", надеются на рост производства. По словам заместителя генерального директора компании "Сухой" Александра Пекарша, в течение 2016-2017 гг. объемы выпуска лайнеров вырастут вдвое. В прошлом году холдинг выпустил 18 SSJ-100, а в настоящее время производственная площадка в Комсомольске-на-Амуре загружена, поэтому для производства комплектующих необходимо привлекать другие авиастроительные заводы.
Однако сделать самолет и продать его - вещи разные. По словам главы Объединенной авиастроительной корпорации Юрия Слюсаря, "70 самолетов сделать - большая задача. Но гораздо более амбициозная задача эти самолеты продать". При этом он обратил внимание на тот факт, что в условиях фактически сложившейся дуополии Boeing и Airbus "мы никому не нужны". Поэтому для развития гражданского авиастроения необходима государственная поддержка. "Любая сделка по продвижению самолета - это сделка политически окрашенная, со 100%-й политической поддержкой", - сказал он.
Тем не менее Sukhoi Superjet постепенно прокладывает путь в авиакомпании других стран. Сегодня на нем летают в пяти государствах, таких как Мексика, Ирландия, Таиланд. К их числу скоро прибавится Египет. Правда, проникновение "суперджета" на иностранные рынки происходит не так быстро, как хотелось бы.
Выделение в конце года 5 млрд руб. на покупку самолетов для лизинговой компании выглядит как господдержка отечественного авиапрома. Дело касается не только лайнера Sukhoi Superjet 100, но и самолета L-410. Этот универсальный двухмоторный самолет для местных авиалиний производится чешской компаний Aircraft Industries, которая принадлежит Уральской горно-металлургической компании. Он выпускается с 70-х гг. прошлого века, но до сих пользуется популярностью и даже получил неофициальное имя "Чебурашка". Самолет состоит на вооружении Российской армии, эксплуатируется "Почтой России" и рядом региональных авиакомпаний. Планируется развернуть серийное производство Л-410 в России на базе Уральского завода гражданской авиации в Екатеринбурге.