Изобретен спасательный отсек для "Титаников"

Читать в полной версии →
Все массовые гибели людей на судах происходят вблизи берегов при стечении невероятных обстоятельств. Разработка Института спасения и подводных технологий ВМФ России поможет выжить пассажирам перевернувшхися кораблей

Институт спасения и подводных технологий ВМФ России, предложил ноу-хау - воздушные отсеки для эвакуации людей с тонущих кораблей. Согласно статистике Военного учебно-научного центра ВМФ РФ, на перевернувшиеся судна приходится почти 50% всех погибших при кораблекрушениях.

Гравюра Вилли Стовера  "Der Untergang der Titanic" 

Как правило, люди меньше всего думают об опасности кораблекрушений, отправляясь в плавание. Тем более, если это речная прогулка или передвижение на пароме. Но парадокс состоит в том, что все массовые гибели людей на судах происходят вблизи берегов при стечении невероятных обстоятельств. Яркий пример гибель 122 человек с теплохода "Булгария" на Волге в 2011 году. Судно перевернулось за считанные секунды, и люди не смогли выбраться на поверхность. Буквально год назад лайнер "Звезда Востока" перевернулся на китайской реке Янцзы, утопив в считанные секунды 434 человека. Из всех 456 людей спастись удалось только 14. Выжившие сообщили, что корабль утонул за 30-60 секунд. Большинство людей просто не успели подняться на верхнюю палубу и оказались запертыми в отсеках.

Морские прогулки вдоль берегов Турции и Египта тоже грозят неожиданными трагедиями. Этим летом у берегов Антальи однодневная прогулка на судне Kurt-C чуть не закончилась гибелью 80 человек, включая россиян. Не дойдя трех километров до берега, катер опрокинулся на бок из-за ветра. Два туриста так и не были найдены.

Благодаря Голливуду у людей сложился миф, что величайшей трагедией стало крушение "Титаника" посреди океана, и гибель почти полутора тысяч человек. Но настоящая катастрофа, унесшая жизни 4386 тысяч человек, случилась в 1987 году у берегов Филиппин. Эта трагедия превзошла все фильмы ужасов. В результате столкновения парома "Донья Пас" и танкера с бензином, произошло разрушение судов и пролив нефтепродуктов в море. Бензин загорелся и тысячи людей не могли прыгнуть в воду. Те же смельчаки, которые оказались в воде были растерзаны акулами, которые кишат в проливе Таблас. Спасатели смогли достать из воды только 300 обглоданных тел. Тысячи людей были сожжены заживо, а потом съедены акулами. Спастись удалось только 24 участникам тех событий.

Во время миграции беженцев из Ближнего Востока, люди тонут тысячами. Только в 2015 году у берегов Италии на одном корабле, столкнувшемся с торговым судном, погибло почти 1000 человек. По словам выжившего, многие оказались заперты в нижних отеках.

Современные корабли и суда не имеют приспособлений для эвакуации экипажа и пассажиров через днища, если корабль лег на бок или дном наверх. Спасателям приходится изучать конструкцию судна и прорезать эвакуационные отверстия. Научно-исследовательский институт спасения и подводных технологий Военного учебно-научного центра ВМФ России предложил во время строительства новых кораблей устанавливать герметические отсеки, примыкающие к днищу. При затоплении верхних палуб, люди смогут по инструкции спуститься в отсеки с воздухом, открыть герметичные входные люки, включить клапаны для откачки воды и подачи воздуха. Но сами участники трагедии не смогут выбраться на поверхность из капсулы. Им придется ждать спасателей, которые увидят по меткам расположение капсул и вскроют дно перевернутого корабля. Дело в том, что самостоятельный выход, выпустит наружу воздух внутри корабля, который может удерживать от потопления судно. Спасатели должны будут монтировать модуль над люком, для сохранения баланса воздуха в ходе эвакуации людей.

Фото: ВУНЦ ВМФ Военно-морская академия, Александр Михалюк

На рисунке - съемный люк, установленный на специальный вырез перевернувшегося судна с дооборудованной цистерной:

1 - корпус перевернувшегося судна;

2 - цистерна, дооборудованная для эвакуации;

3 - люк с приводом открывания как снаружи, так и изнутри;

4 - съемный люк 

Несмотря на актуальность и новаторство решения конструкторов института, остаются неясные моменты. Например, на какое число людей будут рассчитаны отсеки? Если в панике люди набьются в отсеки, так что нечем будет дышать, где брать кислород? Как будет устроен клапан откачки воды и закачки воздуха? И сколько будет стоить установка капсул. Если Ространснадзор не обяжет устанавливать отсеки, то маловероятен массовый спрос на эту продукцию, тем более, в такой сухопутной стране, как Россия. В то же время, авторы проекта могут создать экспортный продукт для таких стран, как Италия, Испания, Кипр, Китай, Великобритания. В любом случае, полезные идеи не должны оставаться без внимания государства.

Так в начале 2000-х годов военнослужащие одной из войсковых частей в Санкт-Петербурге запатентовали способ спасения людей с перевернутого корабля. Согласно патенту, для эвакуации применяется подводный аппарат, который делает разрез в борту или днище ниже уровня воды. Это позволяет сохранить воздушную подушку внутри корабля, которая удерживает судно на плаву.

Спасатели из подводного аппарата смогут доставить дыхательные аппараты для людей и провести эвакуацию.

Не менее важно самим пассажирам помнить о правилах поведения при кораблекрушении. Чаще всего люди гибнут из-за паники. Поэтому заранее узнайте пути отхода, где находятся спасательные жилеты и есть ли доступ к ним. Ни в коем случае не повторяйте действия пассажиров "Титаника", если не хотите покончить с собой. Прыжок с большой высоты переворачивающегося теплохода чаще всего заканчивается ударом головы об воду и потерей сознания. Стоит бояться не воронок от тонущего корабля, а выходящего воздуха. Он образует на воде мощное давление в виде белого пара с пузырями. Такой фонтан легко потопит вас. Не стоит раздеваться до трусов, летняя одежда вопреки мифам не сильно сковывает движения. Зато может спасти от переохлаждения при низких температурах за счет прогретого слоя воды возле вашего тела. Возьмите с собой спасательный жилет, он занимает мало места, но гарантирует жизнь. Даже если вы отлично плаваете в бассейне по два километра, на море быстро кончатся силы. Стресс, одежда, волны, температура, травмы обессилят вас уже через 500 метров. И главное, держитесь подальше от толпы, которая в панике способна растоптать и разрушить даже свое единственное спасение - эвакуационную лодку.

Денис КУНГУРОВ |
Выбор читателей