Австрия предпочла зеленого радикалу

Читать в полной версии →
Реванш Норберта Хофера из ультраправой Австрийской партии свободы не удался. Опасения, что после победы Дональда Трампа на выборах в США по Европе прокатится волна популярности правых маргиналов, не подтверждаются

Повторные выборы президента Австрии, состоявшиеся  в минувшее воскресенье подтвердили результат первых, майских – главой государства избран Александр ван дер Беллена из партии "зеленых", за него, по данным экзитполов,  отдали свои голоса 53,6% избирателей, за кандидата от ультраправой Австрийской партии свободы Норберта Хофера - 46,4%.

Норберт Хофер (справа) поздравляет соперника, Александра ван дер Беллена, с избранием президентом Фото: Liu Xiang/Xinhua/ Global Look

Последний на своей страничке в Facebook уже поздравил своего более удачливого соперника с победой и призвал всех австрийцев "проявить солидарность и работать сообща".

Слова поздравления – и в приветственном письме Председателя Европейского совета Дональда Туска, которое он уже направил победителю.

 "Мне приятно выразить мои искренние поздравления в связи с вашим избранием на пост президента Федеративной Республики Австрии. От имени Европейского совета и от себя лично я желаю вам всяческих успехов на ваш президентский срок", — цитирует "Интерфакс" заявление Туска.

На сей раз, Австрийская партия свободы смирилась с поражением. Ее лидер, Хайнц-Кристиан Штрахе, заявил о признании результата выборов еще до окончания подсчета голосов и объявления официальных итогов.

Так или иначе, но борьба за президентское кресло развернулось отнюдь не между представителями долгие годы властвовавших в стране Социал-демократической и Народной партий - австрийцы в них разочарованы.

Но и избранный ими либерал ван дер Беллен считается союзником политического истеблишмента Евросоюза. Прогноз, что после победы Дональда Трампа на выборах в США по Европе прокатится волна популярности ультраправых маргиналов, не подтверждаются.

Хофер, как раз и является представителем таких сил. И это те силы, которые угрожают единству ЕС и более охотно идут на контакт с Россией. Помимо Австрийской партии свободы, это такие европейские политические двиджения, как, например, французский "Национальный фронт" или итальянская Лига Севера.

В мартовском интервью Die Presse Хофер признал передачу Крыма Украине Хрущевым "большой ошибкой". И хотя при возвращении Крыма в состав России, по его мнению,  не были соблюдены все нормы международного права, он призвал Запад быть прагматичным в отношениях с Москвой, особенно – в вопросе санкций.

И в России ждали, что, придя к власти, Хофер будет придерживаться этого прагматизма, по крайней мере, об этом "Газете.Ru" говорил источник, близкий к Кремлю.

Но, как считает заведующий отделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа РАН Сергей Уткин, на отношения с Россией результаты выборов в Австрии никак не повлияют хотя бы потому, что полномочия  президента в этой стране весьма ограничены. Они "влияют скорее на общую атмосферу, подрывают представление о некоем "эффекте домино", костяшками которого стали Brexit и победа Дональда Трампа на выборах в США", - изложил эксперт свою позицию "Газете.Ru", заметив , что "в этом отношении радость прогрессивной общественности по поводу австрийских результатов может оказаться преждевременной".

По словам доцента кафедры европейского права МГИМО Николая Топорнина, избирательная  кампания Хофера строилась на антимигрантской риторике, которая в мае достигала своего пика и обеспечила столь неожиданный результат на выборах в пользу ультраправых.

"Тогда через Австрию пошел очень интенсивный поток мигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки, - рассказал собеседник "Газеты.Ru". - Это, конечно, создало инфраструктурные, социальные проблемы и вызвало резкое недовольство австрийских граждан. Тогда для Хофера было совершенно логично использовать это раздражение".

К зиме страсти улеглись, время лозунгов, с которыми они шли к избирателю, прошло, ситуация нормализовалась, и ультраправые вернулись к своему потолку, который эксперт в целом в Европе оценивает в 20-30% электората.

К тому же, к декабрьским выборам в ЕС ужесточили законодательство в отношении мигрантов. Активизировалось в противостоянии потоку беженцев и руководство Австрии – как и в Венгрии, начали строить заграждения на границе, активнее выступать в органах Евросоюза по вопросу разрешения проблемы мигрантов. Все это, несомненно, повлияло на общественное мнение и повысило доверие к официальной Вене.

А кроме того, прошедшие выборы не оправдали надежду Австрийской партии свободы на эффект Трампа, жесткие, порой ксенофобские высказывания которого в ходе избирательной кампании, тем не менее, привлекли на его сторону часть электората.

Как считает Сергей Уткин сама дискуссия о реванше маргинальных радикалов приобретает на Западе какую-то болезненную форму, когда трезвый анализ существующей реальности подменяется ее "магическим" восприятием.

Отдел информации |
Выбор читателей