Роспотребнадзор не согласен с предложением Минэкономразвития уравнять электронную торговлю с традиционной и намерен этому противодействовать. По мнению ведомства, никаких объективных оснований для подобного шага не существует, заявил начальник управления Роспотребнадзора Олег Прусаков на международной конференции "Предприниматель и потребитель - шаги навстречу".
Фото: Global Look
"Мы будем стараться этому противопоставлять определенным образом нашу логику, тем более что мы являемся органом не только государственного контроля и надзора, но и органом, который ответственен за выработку госполитики, нормативно-правовое регулирование", - напомнил он.
В начале недели стало известно о том, что МЭР разработал законопроект, согласно которому на дистанционные продажи через интернет распространяется правило о запрете возврата проданных товаров надлежащего качества, включенных в соответствующий перечень. В министерстве полагают, что такая унификация условий и информационных стандартов поможет развитию электронной торговли в России.
Позицию Роспотребнадзора разделяет председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Принятие подобного закона будет шагом назад в области защиты прав потребителей, уверен он.
Статья о дистанционной торговле появилась в законе "О защите прав потребителей" в 2004 г. в том числе благодаря усилиям общественных организаций, рассказал эксперт, и в ней были прописаны нормы, дающие больше прав клиентам онлайн-магазинов по сравнению с традиционной торговлей. Среди них и возможность возврата товара в течение семи дней без объяснения причин.
"Мы считаем, что это было правильным шагом. Мы создали условия для того, чтобы компании получили клиентов, которые не боятся покупать достаточно дорогие товары, такие, как обувь и одежда, через интернет. Потому что сложно, даже при всех современных технологиях, померить вещь через сайт", - пояснил Дмитрий Янин корреспонденту "Утра" в кулуарах конференции.
По его словам, сам факт заявлений Минэкономразвития о намерении изменить закон, приравняв онлайн-потребителей к обычным покупателям, говорит о том, что данная норма работает. Министерство просто прислушиваются к лоббистам, но это неправильно, поскольку результат получится прямо противоположный тому, что ожидается, полагает эксперт. Люди снова станут опасаться совершать покупки в интернете и пойдут в традиционные магазины. В итоге пострадают и компании из сферы электронной коммерции - они останутся без клиентов - и сами граждане, которые лишатся выбора. К тому же традиционная розница в России, как правило, всегда дороже, при этом нельзя сказать, что уровень защиты прав потребителей там выше.
Интернет-торговля в России и так растет достаточно быстро, отмечают эксперты, ожидается, что в этом году она достигнет оборота в 1 трлн руб. хотя и здесь мы традиционно выступаем в роли догоняющих. В последние годы бурно развивается розничная международная торговля, то есть пересылка товаров по почте или курьерскими службами прямым потребителям. По разным оценкам, к 2025 г. она составит от 20% до 25% в общем обороте розничных продаж, тогда как еще в 2010 г. почти вся международная торговля была исключительно оптовой. Некоторые наиболее отчаянные эксперты предсказывают, что и более половины товаров будет идти посылками. Большинство государств пытаются бороться с этим явлением, но безуспешно.
Очевидно, что данная тенденция обусловлена как раз развитием электронной коммерции и ростом популярности таких глобальных площадок, как Amazon, ebay, Alibaba. При этом зарубежным интернет-магазинам доверяют 86% россиян и всего 11% - своим местным. Негативный опыт взаимодействия с онлайн-продавцами имеют 6% из тех, кто работал с международными сайтами, и 48% среди тех, кто имел дело с отечественными компаниями.
Подобное преимущество иностранцев не в последнюю очередь объясняется легкостью возврата денег в том случае, если товар не подошел. Их собственные нормы в этом отношении уже сейчас превышают те, что прописаны в российском законе. И предложенные Минэкономразвития нововведения вместо продекларированной помощи развитию российского рынка электронной коммерции грозят еще сильнее усугубить эти перекосы в пользу "чужаков".
Не удивительно, что и сами представители рынка такой "заботе" вовсе не рады. "Я надеюсь, что коллективный разум возобладает, и мы этого не допустим. На мой взгляд, это крайняя степень и профессиональной безграмотности, и неуважения к потребителю. Это опасная тенденция, очень нехорошая", - предупреждает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.
Рост электронной торговли и так уже сопровождается определенными рисками для потребителей, отмечает Олег Прусаков. Прежде всего, Роспотребнадзор интересует вопрос о том, как противостоять мошенничеству именно в трансграничной торговле. По данным ведомства, этот сегмент в России вырос с 4,3 млрд руб. в 2008 г. до 219,2 млрд в 2015-м, то есть в среднем на 75,5% ежегодно. И попытки зарегламентировать данную сферу экономики не в интересах потребителей контрольно-надзорный орган очень беспокоят.