Страны Евросоюза должны отчитываться перед Еврокомиссией (ЕК) о нефтегазовых контрактах с третьими странами перед тем, как их заключить. К такому решению пришел Совет ЕС. Если нововведение одобрит Европарламент, бюрократические преграды сведут на нет многие энергетические сделки.
Фото: Stefan Sauer/ Global Look
В Европарламенте не скрывают: инициатива направлена, прежде всего, против России и в ее основе лежат политические мотивы. Как отметил газете "Известия" евродепутат от Латвии Андрей Мамыкин, таким образом ЕК получает законную возможность блокировать заключение контрактов или существенно затруднять процесс.
"В Европарламенте хватает людей с антироссийскими настроениями, которые говорят, что мы должны избавиться от российской "газовой иглы". Но при этом ЕК и Марош Шефчович (вице-президент ЕК по энергосоюзу) на этой неделе заявили, что Евросоюз в этом году заключил шестое, рекордное, соглашение с Россией по поставкам газа. Когда подобные заявления звучат из уст еврокомиссара, становится очевидно: экономика и стратегические интересы берут верх над лозунгами. Всё дело в том, что Еврокомиссия хочет быть более информирована. Понятно, что желание ЕК диверсифицировать потоки, то есть меньше закупать у России и больше ввозить, условно, из Катара, разбилось о реальную экономику, поскольку поставки газа оттуда получаются "золотыми", - отметил европарламентарий.
По мнению заместителя председателя комитета по международным делам Совета Федерации РФ Андрея Климова, подобные решения Брюсселя свидетельствуют о его желании "подмять" национальные интересы стран-членов Евросоюза под себя.
"Брюссель ищет инструменты воздействия, чтобы даже такие страны, как Германия, не могли принимать решения самостоятельно. Например, "Северный поток-2" - чисто немецкая история, в которую Германия старается никого не пускать. А ЕК хочется, чтобы всё происходило при ее участии. Когда речь заходит об энергетике, Россия как главный поставщик выходит на первый план. И тут же появляются силы, которым не очень интересна энергия, зато очень интересна русофобия. Эти силы решили ввести определенный контроль за деятельностью независимых государств в вопросе энергоносителей. На очереди - ядерная энергетика", - полагает сенатор.
Между тем, формально Брюссель имеет на это право, поскольку базовые соглашения ЕС подразумевают, что экспорт - "это национальная история", а импорт - общая тема, напоминает Климов.
Что же касается истории нефтегазовых отношений России с Европой, то там всегда большую роль играла "политика с примесью бюрократии", считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. Европейские чиновники постоянно пытаются создать как можно больше регламентирующих бумаг, усложняя процедуру заключения сделок и затягивая процесс. Впрочем, не исключено, что скоро ситуация изменится.
"В ЕС понимают, что без российского газа им далеко не уехать. Но там пытаются показать, что ведется работа по усложнению различных процессов, а их "младшие партнеры" - страны ЕС - у них на крючке. Но мы эти барьеры преодолеваем. Есть пример, когда у "Газпрома" возникли проблемы с польскими регуляторами по "Северному потоку-2", но компании удалось найти другие пути реализации проекта. Так что возможности обойти эти ограничения есть", - уверен Пасечник. По его мнению, целью подобных решений - показать свою лояльность антироссийскому курсу Вашингтона. "Но думается, что с приходом Дональда Трампа США ослабят вожжи. На самом деле, сейчас намечается курс на партнерство", - пояснил Александр Пасечник.
Кроме того, уже в 2019 году по "Северному потоку-2" и по "Турецкому потоку" должен пойти первый российский газ. Посмотрим, что тогда запоют в ЕК.