Незаконно вывезенных из РФ $300 млн Генеральной прокуратуре удалось вернуть за несколько последних лет. Об этом заявил Саак Карапетян, назначенный сегодня заместителем генерального прокурора, выступая на заседании Совета Федерации.
Фото: Александр Рюмин/ ТАСС
"За последние годы, за последнее время и на сегодняшний момент под арестом за рубежом находится активов на общую сумму около 600 миллионов рублей в денежном выражении, в виде активов и в виде недвижимости - на 300 миллионов долларов. Нами возвращены в Россию активов на сумму в 300 миллионов долларов в денежном выражении", – сказал он на заседании Совета Федерации.
Вернувшаяся сумма представляет собой лишь малую долю того, что было вывезено. Как отмечалось на заседании коллегии Счетной палаты в августе этого года, незаконный вывод капиталов из страны в 2013 - 2015 годах составил 1,2 трлн рублей. За этот период таможенными органами возбуждено и передано в Росфиннадзор 17 тыс. 374 дел об административных правонарушениях в сфере валютного контроля и валютного регулирования. Но фактически в федеральный бюджет по постановлениям Росфиннадзора взыскано около 3 млн руб., что составляет 0,0005% суммы выявленных нарушений.
Как признал в своем докладе аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин, действующее законодательство не обеспечивает осуществления полноценного валютного контроля и пресечения противоправного вывода капиталов из Российской Федерации.
Многие случаи нарушения валютного законодательства не своевременно не расследуются. По словам Штогрина, в 2016 году дела не возбуждались или прекращались в 25% случаев выявления нарушений валютного законодательства.
Саак Карапетян заявил сенаторам, что Генпрокуратура хотела бы возглавить меры по возврату капиталов в РФ. По его словам, ведомство необходимо "наделить полномочиями координатора в сфере деятельности правоохранительных органов по розыску и возврату незаконно выведенных из страны средств и активов".
О необходимости положить конец выводу капиталов из России, говорится дано, и это дает результаты. По данным Банка России, за шесть месяцев 2016 г. чистый вывоз капитала частным сектором снизился до $,1 млрд против $51,5 млрд годом ранее.
На это показатель оказал влияние спад в сфере зарубежного туризма, сокращение объемов импорта в результате санкций, а также ограничения в сфере интернет-торговли.
Дело в том, что статистика вывоза капитала включает в себя расчеты, которые, на первый взгляд, вывозом не являются, в частности, покупку иностранной валюты в банках.
Однако в докладе, прозвучавшем на коллегии Счетной палаты, речь шла о незаконных операциях, в результате которых осуществляется вывод капитала в другие страны. Для этого применяются разного рода уловки, такие как фиктивные сделки, манипуляции с ценами и номенклатурой товаров при внешнеторговых операциях, невозврат валютных средств, перевод права собственности на предприятия за рубеж и покупка зарубежных активов.
Однако, как отмечают эксперты, на темпы оттока капитала в большей степени воздействует состояние делового климата в стране и уровень существующих рисков, чем степень криминальности предпринимательского сообщества. Поэтому правительства развитых стран видят в показателях притока/оттока капиталов свидетельство того, насколько комфортно себя чувствуют предприниматели.
Тем более, что все попытки ограничить отток капитал, как правило, заканчиваются тем, что потери от ограничений оказываются больше, чем польза от них. Дело в том, что государству никогда не угнаться за изобретательность предпринимателей, озабоченных сохранностью своих средств.