Отвечая на вопрос журналистов о положении в Пальмире, Башар Асад подчеркнул, что большая часть террористов, взявших город, прибыла из Ракки и Дейр-эз-Зора при прямой поддержке американцев или с их ведома. Они позволили Турции, Катару и Саудовской Аравии поддерживать и спонсировать ИГ* ("Исламской государство*", запрещенное в РФ), заключил президент Сирии.
Президент Сирии Башар Асад. Фото: "Вести.ру"
"Нельзя связывать вопрос Пальмиры только с Мосулом, так как ИГ находится и на севере Сирии в Ракке, где коалиция во главе с США якобы бомбит ее уже два года. Игиловцы есть также в Дейр-эз-Зоре, где американские силы и авиация в составе коалиции нанесли авиаудар по позиции наших правительственных сил, вместо того, чтобы бомбить ИГ", - пояснил Башар Асад.
На протяжении прошедших лет США пытались продвигать бренд так называемой "умеренной оппозиции" и "умеренных боевиков", которые, по сути являются экстремистами - будь то "Нусра", ИГИЛ* или другие организации, являющиеся носителями той же террористической экстремистской идеологии. Сейчас США рассчитывают опереться на новые группировки, часть боевиков которых раньше были в составе "Нусры” или ИГ. Башар Асад подчеркнул, что превратившись в "умеренных", эти боевики будут освобождать территории от ИГИЛ: "В реальности это спектакль. ИГ контролируется США, как и так называемые "умеренные" боевики".
По мнению президента Сирии, последняя атака на Пальмиру с участием большого числа боевиков, преодолевших десятки километров и вооруженных качественно иным оружием, аналогов которого раньше у них не было, свидетельствует о прямой поддержке террористов со стороны некоторых государств. Как можно привезти с собой из Мосула тяжелую артиллерию, и почему при этом бездействовали американские ВВС, работающие по Мосулу и Ракке, - задается вопросом Башар Асад.
Реальная цель операции в Пальмире и выбор времени для атаки террористов непосредственно связаны со сражением за Алеппо, считает президент Сирии. По его мнению, игиловцы могли атаковать Пальмиру и месяц назад, однако сделали это только с началом масштабного наступления на Алеппо. Башар Асад считает, что такое совпадение неслучайно и преследует две цели. Во-первых, это попытка обесценить освобождение Алеппо. Во-вторых, - рассеять правительственные силы в разных направлениях, вынудив войска, находящиеся сейчас в Алеппо, отступить в сторону Пальмиры.
Мы освобождали Пальмиру раньше, освободим ее снова, заявил президент Сирии. Главное, приоритетное внимание для нас сейчас - Алеппо.
Отвечая на вопрос о снятии Бараком Обамой эмбарго на поставки оружия так называемой "умеренной" оппозиции, Башар Асад допустил, что фактически эмбарго могло быть снято раньше, поскольку это оружие в итоге оказывается либо у "Джебхат ан-Нусры" (запрещенной в РФ), либо у ИГИЛ.
Президент Сирии подчеркнул, что в случае провала своих проектов в любой точке мира американцы создают хаос и снятие эмбарго - это часть политики по управлению этим хаосом. Другой важный момент, на который обратил внимание Башар Асад - грядущая смена администрации Белого дома. По мнению сирийского президента, уходящая администрация пытается создать максимум проблем, которые препятствовали бы сближению США с Россией, так как при новой администрации Дональда Трампа это возможно.
В то же время новый американский президент может стать естественным союзником Сирии, считает Асад, исходя из четких и ясных заявлений Трампа по вопросам борьбы с терроризмом и невмешательства в дела других стран с целью свержения правительств (чем на протяжении многих десятилетий и занимаются США). Однако у Трампа есть сильные противники в Штатах, которым выгодны войны. Если он сможет преодолеть все эти препятствия и реально действовать против терроризма, то станет нашим естественным союзником, подчеркнул Башар Асад.
Отвечая на вопрос о будущем послевоенном устройстве Сирии, Асад отметил, что большинство граждан его страны отвергают саму возможность каким-либо образом поступиться единством территории, формой государственного устройства или политической системой в ее нынешнем виде. Как пояснил сирийский президент, любые изменения по этим вопросам должны сопровождаться соответствующими поправками в конституцию страны через референдум. В военное время это нереализуемо, так как для проведения референдума нужны другие условия.
Башар Асад прокомментировал возможное участие иностранных компаний в послевоенном восстановлении экономики Сирии. Наш народ не примет ни одной компании из тех стран, которые занимали антисирийскую позицию, выступали против территориальной целостности нашей страны или поддерживали террористов, заявил президент Сирии. Приоритет в данном вопросе будет отдан дружественным странам, которые напрямую поддерживали Сирию - России, Китаю, Ирану и другим.
Отвечая на вопрос журналистов о возможном давлении России на сирийское руководство и попытках Москвы диктовать свое мнение, президент Сирии ответил, что российские друзья не могут дать нам совет, который будет работать против нас. Мы взаимодействуем с российскими официальными лицами на различных уровнях и в разных сферах на протяжении последних шести лет и не было ни одного момента подобного давления, отметил Башар Асад. Мы идем верным политическим курсом, согласованно действуя в общих интересах - как сирийских, так и российских, заявил президент Сирии.
* Организация запрещена на территории РФ