Якутская катастрофа отправит Ил-18 в отставку

Читать в полной версии →
Разбившийся в Якутии Ил-18 был одним из самых надежных продуктов советского авиапрома. Но большая часть этих самолетов уже выработала свой ресурс. В гражданской авации от них уже отказались, теперь это могут сделать и военные

Ил-18, разбившийся в Якутии и едва не унесший жизни 38 человек, по сути был проверенным советским пассажирским самолетом. Летавшие на нем пилоты утверждают: он мог сесть даже на одном моторе. Но как уберечься от катастрофы, когда машина вырабатывает свой ресурс или просто требует ремонта?

Фото: Борис Корзин / ТАСС

Первый пассажирский

Свой первый полет Ил-18 совершил в 1957 году. А через два года состоялись первые два пассажирских рейса - Москва - Адлер и Москва - Алма-Ата. По тем временам это был современный самолет с газотурбинными двигателями, которые пришли на смену поршневым. И пусть в конкурирующем ОКБ имени Туполева шагнули дальше и построили реактивный Ту-104 на базе бомбардировщика Ту-16, позже оказалось, что машина на винтах гораздо надежнее и неприхотливее "бывшего военного".

В гражданской авиации последний Ил-18 списали в 2002 г. после катастрофы самолета под Калязиным. Но из постановления комиссии было ясно, что самолет частной авиакомпании находился в запущенном состоянии.

За всю историю было изготовлено более 800 самолетов Ил-18. Для сравнения: Ту-104 - всего 201. Из пассажирских самолетов больше в СССР построили только лайнеров Ту-134 и Ту-154.

Ил-18 летал в Африке и Антарктиде, применялся для рыбной разведки и метеорологических исследований. Перевозил генсеков и государственных деятелей. А в 1961 г. после исторического полета в космос на нем прибыл в Москву Юрий Гагарин. Так чем же брал "старичок" Ильюшин?

Плюсы винтов

Во-первых, Ил-18 не требовалась длинная взлетная полоса. А это особенно ценилось в условиях крайнего севера, например, в той же Якутии. Чтобы взлететь, самолету достаточно полтора-два километра. Это качество высоко оценили военные.

В-вторых, это комфортный самолет. Ил-18 стал первым настоящим пассажирским лайнером СССР, построенным не на базе военного бомбардировщика.

И в-третьих, это надежный самолет. До середины 1970-х Ил-18 оставался основным дальне- и среднемагистральным лайнером Советского союза. Состоял в парках авиакомпаний Польши и ГДР. Затем его сменили реактивные Ил-62 и Ту-154. А Ил-18 стали применять на отдельных рейсах.

Закат Ил-18

Тучи над Ил-18 начали сгущаться с 1990-х годов. Старенькие самолеты из-за их неприхотливости эксплуатировали в самых неблагоприятных погодных условиях. В результате 14 августа 1991 г. румынский Ил-18В авиакомпании Tarom врезался в гору вблизи города Тимишоару. Погибли 9 человек. Через год, тоже при заходе на посадку, разбился уже кубинский лайнер советского авиапрома. На борту было 34 человека. 

А 25 октября 2000 г. катастрофа Ил-18 ВВС России унесла жизни 84 российских военнослужащих. Самолет следовал с аэродрома "Чкаловский" в Батуми, но в условиях низкой облачности отклонился от курса и врезался в гору Мтирала.

После авиакатастрофы под Калязиным в 2001 г. Минтранс запретил гражданские перевозки на Ил-18. Тогда погибли 27 человек. Чартерный Ил-18 ушел в пике из-за технической неисправности руля. Но в большинстве случаев самолеты разбились при посадке в тяжелых метеоусловиях. Это самая частая причина авиакатастроф.

Для сравнения: Ту-154 потерпел 11 крушений, самое крупное из которых - катастрофа около Учкудука в Узбекистане 10 июля 1985 года. Из-за ошибки пилота самолет с 200 пассажирами на борту вошел в пике и разбился. Но в советском Минтрансе и не подумали снять основной пассажирский лайнер с эксплуатации. К сожалению, упасть может любой самолет. Даже самый надежный и проверенный.

Человеческий фактор

Так что же произошло с Ил-18? Как передает ТАСС со ссылкой на источник в экстренных службах региона, экипаж допустил ошибку в оценке высоты в условиях полярной ночи и безориентирной местности. При этом источник особо подчеркнул, что причиной аварии стало не техническое состояние самолета. То есть полностью человеческий фактор. С другой стороны, "Интерфакс", ссылаясь на свои источники, сообщает, что авария могла произойти из-за неполадок в топливной системе. Ту-18 с номером RF-91821 был 51 год.

Андрей ШЕРЫХАНОВ |
Выбор читателей